Красота спасет мир? Если мир ее заметит…
«Зерно истины может быть найдено на рыночной площади» (Восточная мудрость)
Утро. Час пик. Центр Вашингтона. В вестибюле станции метро возле корзины с мусором скромно стоял музыкант. В руках у него была скрипка Страдивари. Он играл. Звучали произведения Крейслера, Шуберта, Массне, Баха. Мимо спешили люди. Изредка кто-то останавливался для того, чтобы бросить в раскрытый футляр несколько долларовых купюр. За 45 минут он заработал 32 доллара 17 центов. Один человек, взглянув на часы, постоял возле скрипача ровно три минуты. Мимо него прошло более тысячи человек. И только одна женщина узнала его – это был 39-летний Джошуа Белл, признанный лучшим из ныне живущих в США скрипачей (источник: http://lenta.ru/news/2007/04/09/bell/). Все происходящее снимали скрытой камерой корреспонденты газеты «Вашингтон пост». Был организован такой своеобразный социальный эксперимент – «Искусство без рамы» в самом филармоническом городе США.
Вот как это выглядело:
Мне как-то пришлось побывать в Вашингтонском Кеннеди-центре, где проходят замечательные концерты классической и современной музыки. Самые дешевые билеты стоили тогда 60 долларов, и то только для студентов и пенсионеров. А на выступления Джошуа Белла всегда собирается полный зал, хотя билеты стоят дороже 100 долларов. Спешившие в свои офисы вашингтонцы не узнали в скрипаче свою национальную гордость. Самыми любопытными оказались, конечно же, дети. Они чаще других так и норовили остановиться и послушать музыканта. Но, торопящиеся по своим делам родители, чуть ли не силой оттаскивали своих малышей, чтобы продолжить свой путь дальше.
Прочитав об этом, я подумал, а что если бы нечто подобное произошло у нас в Харькове? Например, в вестибюле станции метро играл бы наш земляк Валерий Соколов? У него тоже скрипка Страдивари, и в музыкальном мире он признан одним из самых выдающихся молодых скрипачей. Многие ли смогли узнать его, или, хотя бы, остановиться, послушать, выразить свое восхищение замечательной музыкой и ее исполнением? Я задаю вопрос и себе: «Остановился бы я, если бы спешил на работу? Узнал бы в «уличном музыканте» нашу национальную гордость?» Честно говоря, не знаю… Могу только сказать, что если бы рядом со мной в этот момент были знакомые ребята из музыкальной школы, они бы точно не прошли безучастно мимо. Во всяком случае, я так думаю. И, главное, каким же должно быть наше образование, чтобы мы смогли оценить настоящее искусство в любом неожиданном для нас месте. А что думаете вы, уважаемые читатели? Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации? Как нам вести себя, как воспитывать наших детей, чтобы не утратить чувство прекрасного (не сочтите за пафос) и чуткость к подлинности?