О персидском царе, или добро пожаловать в «Мастерскую»
Одно из восточных преданий рассказывает: персидский царь, большой любитель литературы, имел обыкновение в поездках возить с собой библиотеку, погруженную на сто верблюдов. Однажды это показалось ему затруднительным. Он пригласил сто мудрецов и приказал им из многочисленных книг его библиотеки отобрать самые ценные, которые мог перевозить один мул.
Через некоторое время это также показалось ему затруднительным, и царь предложил мудрецам выбрать все самое ценное из библиотеки с тем, чтобы оно умещалось в одной только книге.
Шло время, и это собрание знаний перестало устраивать царя. В третий раз позвал он сто мудрецов и предложил им составить из книги одну только фразу, содержащую всю мудрость мира. Ученые выполнили и эту просьбу. С тех пор в путешествиях царь носил в своем сердце одно изречение, записанное мудрецами.
Эта фраза, согласно приданию, определяет суть существования человека.
Содержание этой восточной мудрости вы узнаете в завершении поста. В нем я хотел бы поделиться результатами поиска аналогичной мудрости, но в более узком контексте, в том, что является определяющим в современном образовании.
Буду рад, если перед нашим разговором, вы познакомитесь с идеями одного из ведущих специалистов в области развития образования и инновации Сэра Кена Робинсона, который в интерактивной форме рассказывает о необходимости смены парадигмы образования.
Образовательный мир меняется: перемены эти способен заметить любой мало-мальски думающий человек. Леонид Сторожук, художник и карикатурист, и Жанна Элькина, редактор нашего блога, помогли создать серию плакатов, которые мы назвали «Ценностные доминанты современного образования».
Вот они, десять призывов времени:
В смешанной технике мы постарались представить наше видение современного образования.
А сейчас вернемся к рассказу о персидском царе, которому ученые мужи составили фразу, содержащую всю мудрость мира. Вот оно: «Мы рождаемся, страдаем, творим и умираем». Давайте поразмыслим над этой фразой – доминантой существования человека.
Некоторые люди рождаются только для того, чтобы родиться. Есть люди, которые рождаются для того, чтобы страдать. Но большинство рождаются для того, чтобы творить, и потому никогда не умирают, а живут вечно в оставляемых ими творениях.
Педагогика – творческая профессия. Именно на вере в справедливость этого утверждения будут основываться публикации рубрики «Мастерская». В ней мы будем знакомиться с нестандартными образовательными методиками и инструментами, которые можно будет применять на практике в учебном процессе.
И если бы меня попросили из всех представленных выше плакатов выбрать только один, сфокусировавшись на самом главном, то я без колебаний остановился бы на новых формах образования, которые помогают обучающимся «переварить» содержание и выработать к нему небезразличное отношение.
Не об этом ли мечтают «инженеры человеческих душ»?