«Нам не дано предугадать…»
В одном из предыдущих постов шла речь о том, каким видится образование будущего, или, если точнее сказать, – образование для будущего.
Значит ли это, что прошлое следует разрушить до основания, а затем – «Мы наш, мы новый мир построим»? Думаю, что это не так. Ведь и в нынешней системе образования, которую называют «традиционной», или, как мы недавно выяснили, Образованием 1.0, есть место для личностного развития как учеников, так и тех, кто их учит. Причем порой эти ситуации возникают самым неожиданным образом, и никакими хитроумными научными экспериментами их результаты сразу не обнаружишь.
Недавно мне пришлось в этом убедиться на собственном опыте. И я даже сделал для себя некое открытие, которым хочу с вами поделиться.
Дело было два года назад. Мне позвонили и пригласили на встречу с выпускниками 1979 года, чтобы отметить тридцатилетие со дня окончания школы. Я учил этих ребят в одной из салтовских школ во времена «бэби бума», когда в классах одновременно находилось более сорока детей, а занятия проводились в две смены. Всего около двух тысяч ребят. Тогда я работал с восьми утра до восьми вечера и проводил ежедневно по 8-10 уроков.
Признаюсь, что получив приглашение на встречу, я подумал о том, стоит ли мне туда идти? Ведь будучи совсем молодым, начинающим и абсолютно неопытным, я наделал множество ошибок, наверняка, нанес, сам того не желая и не осознавая, немало обид, да и вообще, как-то не хотелось отвечать за глупости молодости. Однако любопытство взяло верх. Многих ребят из этого выпуска я помнил, встречал иногда в городе, мы обменивались новостями, вспоминали общих знакомых… И, безусловно, ужасно интересно увидеть воочию, какими же людьми стали дети, которых я учил с 5 класса.
На встречу пришло более 40 человек. Это был незабываемый вечер! Сказано много трогательных и теплых слов, воспоминаний, пожеланий. Но больше всего мне запомнился такой эпизод.
Ко мне подошел довольно солидный мужчина, назовем его Стасом, и попросил отойти в сторону, чтобы мы могли поговорить вдвоем. Стас славился тем, что был отпетым двоечником. Нет, не хулиганом, а просто двоечником, которому учеба давалась с большим трудом.
Сначала Стас рассказал мне, что он все-таки выучился, закончил заочно институт и сейчас является владельцем одной торговой фирмы, материально вполне обеспечен, хотя приходится много и упорно работать.
А дальше он рассказал мне следующее: «Вы знаете, я часто вспоминаю, как однажды, в 6 классе, когда я в очередной раз не выучил урок, Вы мне не поставили единицу, а сказали, чтобы я взял учебник, сел на последнюю парту и выполнил домашнее задание. Потом, когда я ответил, Вы мне поставили четверку. Тогда я понял, что я – могу! Я часто думаю об этом, о том, как это было важно для меня тогда».
Я выслушал рассказ Стаса и подумал, что уже не помню этот эпизод, совершенно рядовой и обычный. Как по-разному мы воспринимаем одну и ту же ситуацию. Для меня это было чем-то повседневным, потерявшимся в памяти, а вот для Стаса оказалось значимым и запомнилось на долгие годы. И мне тогда стал по-особому ценен смысл слов моего Учителя, педагога и психолога Владимира Владимировича Репкина. ВВ, как мы его называли, любил говорить: «Самое главное, что воспитывает в школе, – это отношения».
Разговор со Стасом помог мне сделать свое маленькое открытие. Когда мы общаемся с ребятами, со школьниками или собственными детьми, пробуем их чему-то научить, нужно пытаться удерживать в сознании, что перед нами не только ребенок, но и будущий взрослый человек. Как бы видеть вот в этом конкретном ребенке «проект» взрослого человека. Конечно, тех ребят, которых я учу сейчас, мне уже не придется воочию увидеть через тридцать лет. Но представить себе такую ситуацию, вообразить ее, я все-таки могу. Задаться вопросом: «А вспомнит ли о наших занятиях, о наших отношениях, этот мальчик или эта девочка через несколько десятков лет? И что именно вспомнит?».
Конечно, я могу только предполагать, ибо, как писал поэт:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…».
А у Вас в школьной жизни были такие ситуации, которые запомнились или даже изменили Ваше отношение к себе и к окружающим?