Рожденные свободными
Возвращение в реальный мир
«Цель воспитания одна – внутренняя свобода человека. Внутренне свободными людьми держится и развивается мир».
Эти слова были написаны в 1994 году, в Манифесте газеты «Первое сентября» – «Человек свободный». Их автор – замечательный публицист, педагог и философ Симон Львович Соловейчик (1930 – 1996). В середине 1980-х Соловейчик положил начало новому научно-практическому движению – педагогике сотрудничества. А затем, в 1992 году, основал и возглавил газету «Первое сентября», которая, фактически, стала ядром движения за новую, гуманистическую педагогику. В этом движении участвовали учителя со всего бывшего СССР. Это было время перемен, время надежд и ожиданий. «Теперь мы возвращаемся в реальный мир. Вот что в нем главное: он не советский, он не буржуазный, он действительный, реальный – мир, в котором живут люди. Хорошо или плохо, но живут. У каждого народа своя история, свой национальный характер, свой язык и свои мечтания – у каждого народа свое, особое. Но в целом мир един, реален», – писал Симон Львович Соловейчик. И в те годы, когда многие были в растерянности, он давал четкий и ясный ответ на вопрос: «Кого же теперь воспитывать? – Человека свободного».
We are the Children, we are the World!
Харьков. 25 июня 2011 года. Субботний вечер. На площади перед Оперным театром собралось много молодежи. В центре внимания – группа стильно одетых ребят и девчонок. Их внешний вид мне кого-то напоминает. Ах, конечно же – Майкла Джексона! Припоминаю, что сегодня вторая годовщина смерти певца. Ребята танцуют «под Джексона». Затем зажигают свечи и выкладывают на асфальте буквы MJ. Становятся полукругом и поют вместе «We are the children, we are the world». Люди, стоящие вокруг подпевают им. Все это выглядит очень трогательно. Возможно, кто-то и подумал: «Ну, собрались фаны Джексона, ну и что?». Мне же показалось, что ребятам удалось передать настроение благодарности тому, кто радовал их своим искусством, отдать простую и такую необходимую дань памяти и уважения, понятную любому человеку, а не только поклонникам Майкла Джексона. Подумалось: «А может, в те несколько минут, пока они пели песню, они, такие разные, действительно почувствовали себя «детьми мира»?
Брейк-данс на ХАТОБе
На возвышении, на одной из веранд перед входом в театр тоже собралось немало молодых людей, наверное, несколько сот. Оттуда доносился довольно сильный звук ударной установки. Ударник со своими барабанами сидел на возвышении, а под ним, на небольшом пространстве, шло соревнование танцоров брейк-данса. Это были именно соревнования, поединки. Пары соперников выходили на ринг и каждый поочередно выделывал сложнейшие фигуры и даже акробатические трюки на «квадрате», застеленной линолеумом площадке для поединка. Рядом сидели судьи, такие же ребята, только чуть постарше. После каждого поединка они по команде ведущего одним жестом руки указывали на победителя. Соревновались только парни. Но вот, выходит белокурая девчонка в соответствующем «прикиде» и темнокожий парень, который уже успел завоевать симпатии публики своим виртуозным исполнением в предыдущих раундах. Кстати, среди публики, тоже ребята и девчонки разных цветов кожи, это наши ребята и девчонки, и теперь это уже никого не удивляет. Белокурая девочка танцует хорошо, но несколько тяжеловато. У темнокожего парня получается легко, ловко, грациозно. Но судьи отдают предпочтение девочке. Сзади слышу реплику: «Молодцы! А он классно танцевал, не обидится. Ведь девчонка-то одна, все-таки!»
Кино + Небо
Ближе к девяти, когда начало темнеть, народ с карематами, «сидушками» и всем тем, на чем можно сидеть или лежать потянулся к обратной части Оперного. Там, на лужайке в форме амфитеатра, уже расположилось несколько сот человек. На задней стене театра надпись «Кино + Небо». Оказывается, уже третий раз проводится такой вот киносеанс под открытым небом – инициативная группа ребят приносит ноутбуки, проекторы, усилители и организует показ короткометражных фильмов. Публика – а когда стемнело, там было уже больше тысячи человек – очень живо реагирует на каждый фильм. Время от времени раздаются аплодисменты. Средний возраст, если определять на глазок, примерно от 15 до 25 лет. В амфитеатре нет мест, поэтому стою на возвышении, в задних рядах. Слышу, как какой-то парень рассказывает своему другу, что у него возникли проблемы с милицией из-за того, что он провел без согласования какую-то массовую арт-акцию. Но он все уладил в департаменте по делам молодежи.
Подошли знакомые ребята из популярной в городе рок-группы, известной своими оригинальными, острыми, ироничными песнями. Слышу: «Почему мы стоим здесь? Почему мы не там, внизу? Мы должны быть там!».
Свободная школа для свободных людей?
Так проходил этот теплый июньский вечер на небольшом пятачке нашего отнюдь не маленького города. Я всматривался в симпатичные молодые лица, среди которых попадались и выпускники моей школы и думал о том, что вот оно, выросло новое поколение свободных людей. Они сами организуют свою жизнь, в которой есть место культуре, искусству, поискам смысла. Вспомнилось, как в сентябре 2009 года такие же ребята и девчонки отстаивали свое право на культуру, защищая от закрытия и продажи под торговый центр старейший кинотеатр нашего города «Боммер». И отстояли-таки! Как летом 2010 защищали от вырубки Лесопарк. И хотя дорогу, против строительства которой протестовали, все равно построили, однако коммерческие предприятия вдоль дороги возводить не стали. Значит, все-таки, спасли часть Лесопарка от вырубки!
Возможно, кто-то сочтет меня идеалистом и скажет, перефразируя Маяковского: «Профессор, снимите розовые очки-велосипед!» Возможно, скажет, что это только малая, ничтожная в процентном отношении часть молодежи, а вы посмотрите, что творится вокруг! Ну и так далее… И, все-таки, не могу отказаться от собственного ощущения, что эти молодые люди уже выросли иными, что свобода, достоинство, смысл – для них не пустой звук. Да, таких ребят еще немного. Но они есть. И то, на что они способны – покажет время.
И еще я подумал о том, какую роль сыграла школа в том, что эти ребята выросли и стали свободными людьми, стремящимися к осмысленной жизни? Благодаря или вопреки ей выросло это новое поколение? Насколько оно окажется способным жить в том реальном мире, о котором писал Симон Соловейчик? И не только приспосабливаться к нему, но и изменять его, делая более гуманным и осмысленным?
Разделяете ли Вы идею Симона Соловейчика о том, что главная цель современной школы – воспитание внутренне свободных людей? И какой должна быть школа, чтобы соответствовать этой цели?