Мальчики и девочки
Кто, будучи в школе, не наблюдал ситуацию, подобную этой?
Мальчишки, сломя голову, несутся по коридору, девчонки жмутся к стенам.
Мне тоже не раз приходилось такое видеть. И, наверное, как и многих из вас, это вовсе не удивляло: такова, мол, природа, такова прирожденная мальчишеская и девчоночья суть!
Эти мои убеждения несколько пошатнулись после того, как удалось побывать на тренинге «Гендерные каникулы» организованном центром «Крона» для учителей города и области.
Слово это появилось сравнительно недавно в широком речевом обороте и означает социальное понимание пола, определяющее поведение человека и то, как это поведение воспринимается в обществе. Понятие «гендер» используют для обозначения социальных ролей мужчин и женщин, которые зависят не столько от биологических половых различий, сколько от социальной организации общества. И самая главная проблема – это проблема социального неравенства мужчин и женщин. И, хотя в законах все прописано, это социальное неравенство формируется и транслируется зачастую скрытым, неявным, образом. Одним из главных каналов такой трансляции закрепленных мужских и женских ролей в обществе является школа.
Пространство школы сквозь гендерные очки
Труднее всего увидеть нечто новое в том, к чему мы привыкли. На тренинге у нас появился такой термин – «гендерные очки». Итак, давайте попробуем взглянуть на привычное пространство школы сквозь эту непривычную оптику.
Первое, что мы видим, входя во многие школы, стенд, подобный этому
Обычно, здесь выставлены отличники учебы. Я оставляю за скобками вопрос о правомерности существования таких стендов в школе (А как же другие дети? Ими школа не гордится?), просто посмотрите, внимательно, кто составляет большинство.
Пойдем дальше. Вот такие стенды также можно встретить чуть ли не в любой школе
Нетрудно заметить, кто нарушает правила, а кто их соблюдает.
Откроем один из учебников для младшей школы и внимательно рассмотрим картинку
Нужны ли комментарии?
Откроем задачник по математике для начальной школы и посмотрим сюжеты условий задач
Заметили, как здесь распределяются роли мальчиков и девочек?
Заглянем на уроки
Исследователи отмечают такие типичные ситуации, возникающие на уроках, называемые ими «гендерными ошибками» (назову лишь наиболее характерные из довольно обширного списка):
- обращение к мальчикам и девочкам – разное (например, к девочке по имени, к мальчику – по фамилии), использование разных для каждого пола слов, интонаций;
- мальчикам и девочкам дают разные задания: первым на смекалку, креативность, критическое мышление, собственную оценку, вторым – на воссоздание учебного материала, на задания фактологического характера;
- чаще обращаются к детям того пола, для которого, по мнению учителя (учительницы), этот предмет более важный (выбор основывается на стереотипном распределении предметов на «мужские» и «женские»);
- в адрес мальчиков раздается до 70% от общего количества поощрительных замечаний учительницы (учителя); если хвалят девочек, то часто не за верные или оригинальные ответы, а за внешность, опрятный внешний вид;
- часто в младшей и средней школе любимицей учительницы становится девочка, нередко, публично-демонстративно, чем подчеркивается близость девочек к эмоциональным и поведенческим стандартам учительницы.
Посетим внеклассное мероприятие
Конечно, это шутка. Но, как говорят, в каждой шутке есть доля… шутки!
Что делать?
Я привел лишь очень небольшую часть тех материалов, которые использовались на тренинге. Надо сказать, что далеко не все поначалу выглядело бесспорно. Однако, материал, приведенный организаторами тренинга, взятый из самой жизни, заставляет задуматься. Во всяком случае, ответить на вопрос: а не навязываем ли мы, как педагоги и родители, часто не осознавая, определенные социальные роли нашим мальчикам и девочкам, тем самым ограничивая возможности их личностного развития?
У меня такой вопрос возник.
А Вы что думаете?