Изгиб гитары желтой… ВИДЕО
Кто из нас в детстве не мечтал научиться играть на гитаре?
Странный вопрос, правда?
А песни у костра, а зачарованные глаза девушек, которые с восхищением смотрят на мальчишек с гитарой в руках, а сумасшедшая популярность Высоцкого и Окуджавы, а в конце концов цыганские песни и романсы? Все это и еще много- много дугого, о чем мы не упомянули.
Интерес к гитаре огромен и неизменен.
– Представьтесь, пожалуйста. Кто Вы по профессии?
Лазарева Анна Дмитриевна. По профессии я преподаватель, педагог-методист.
– Как давно Вы работаете в этой сфере?
Мой педагогический стаж составляет уже 30 лет. Я преподаю в детской музыкальной школе и школе искусств для подростков и взрослых, обучаю детей игре на гитаре.
– В чем заключается Ваша работа?
К нам приходят дети, которые хотят научиться игре на гитаре. И задача педагога – обучить их игре. То есть, передать им свой опыт владения инструментом и навыков игры на гитаре. В дальнейшем многие дети после окончания музыкальной школы идут в музыкальные заведения, такие как: музыкальные училища, институт культуры, институт искусств и т.д.
Когда ты наблюдаешь этот выход своего труда, выход работы и совместной работы, совместного творчества с ребёнком…
Вы знаете, у нас действительно бывает много концертов и сейчас очень много конкурсов, помимо всего. И это тоже необходимость, поскольку педагог, который хочет расти, должен показывать свою работу и результаты работы, а результатами работы являются успехи их подопечных, их детей, их учеников. И когда ты приходишь на очередную аттестацию или на экзамен, то учитель уже сдает экзамен, он приносит свои результаты, то есть – это лауреатские звания учеников на областных конкурсах, на всеукраинских конкурсах, открытых международных конкурсах. Вот в этом, как раз, результат совместной деятельности ученика и педагога. Наверное, вот в эти минуты педагог бывает счастлив, потому что очень приятно получать такую награду.
– Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
Во-первых, то что это очень творческая профессия. Как сказал один выдающийся педагог: «Преподавание, педагогика – это искусство, искусство, опирающееся на данные наук». А музыкальная педагогика – это вдвойне педагогика… Ну и, конечно, самое интересное то, что это творческая работа. Нет ничего застывшего. Мы имеем дело с душой ребёнка, это наш материал. Ребёнок приходит, как правило, как «чистый лист». Почувствовать настрой ребёнка, передать ему свой опыт, «зажечь его», а потом поддержать этот огонь, огонь интереса – это бывает самое интересное, и, вместе с тем, и сложное. То есть кому нравится такое творчество – эта работа для вас.
– Обязательно ли иметь специальное образование, чтобы заниматься этим делом?
Сейчас это просто необходимо, если вы хотите работать по специальности в каком-либо учебном заведении. Это необходимо, поэтому после музыкальной школы ребёнок, который выбирает профессию педагога, поступает в музыкальное училище. У нас есть музыкальное училище им. Лятошинского, где готовят профессиональных педагогов. Есть училище культуры и туризма, где тоже сейчас открыт класс гитары и достаточно качественное обучение по классу гитары. Дети туда тоже с удовольствием поступают и учатся. Затем гуманитарно-педагогический колледж есть у нас, в котором тоже класс гитары существует уже лет восемь. Молодое учебное заведение. Это вот те музыкальные училища, куда можно поступать после музыкальной школы.
У меня изначально высшее образование, а затем второе образование – это музыкальное училище им. Лятошинского. Но уровень нашего музыкального училища признается на Западе как высшего учебного заведения.
– Какие сложности ожидают людей, выбравших этот профессиональный путь?
Если бы были какие-то непреодолимые сложности, то, наверное, каждый человек, сталкиваясь со сложностями, понимает, что это не его. Это скорей особенности работы. Прежде всего, к каждому ребёнку нужен свой подход. Это и психологический подход, то есть педагог должен быть психологом. Педагог должен быть настроен на ребёнка, который приходит на занятия, но не на одного, у педагога целый класс. Сложность заключается в том, чтоб почувствовать каждого в отдельности, его особенности и не то чтобы подстроиться, а наоборот, сохранить индивидуальность ребёнка. В этом и заключаются сложности. Но кому это нравится, кто не ищет легких путей, кому нравится творчество, и кто хочет заниматься такой деятельностью – это его.
– Какие перспективы роста существуют в этой сфере?
Профессиональный рост. Ну вот у нас сейчас интересная система оценки педагогов – это аттестация. Она проходит через каждые 5 лет. Педагог может повысить свою квалификацию, свою категорию, по которой насчитывается зарплата. Можно повысить зарплату и подняться на более высокую ступеньку. Самая высокая категория – это педагог-методист. Далее идут те педагоги, которые обладают хорошими организационными способностями, хорошо работают с людьми, очень коммуникабельные люди часто выдвигаются на должность руководителя отдела. Ну и конечно бывают звания. Как я уже сказала, одно звание – это педагог-методист, второе звание – это заслуженный учитель Украины.
– Какие личные качества нужны, чтобы добиться успеха в этой профессии?
Я немного сказала о том, что нужен настрой. Прежде всего, педагог – это психолог, и, конечно, он должен чувствовать тонкости души ребёнка, понимать и направлять. Еще, конечно, профессионализм. Считаю, что каждый педагог должен оставаться учеником, потому что те люди, которые считают, что они уже все знают, все умеют в своем деле, то я считаю, что они находятся в тупике. Педагогика – это такая деятельность, такая сфера, которая заставляет и побуждает преподавателя двигаться и идти в ногу со временем. И конечно же, педагог – это помощник. Он настроен помогать, верить в ученика, поддерживать его веру в свои силы. Это самое важное.
Педагогом, наверное, рождаются. И если ребёнок чувствует, что ему хочется поделиться тем что он умеет, то есть отдавать, поделиться своими знаниями. Опекать, помогать – эти качества должны быть сигналом для родителей. Что родился новый педагог…
Педагог – это тот, кто отдает.
– Какие три совета Вы могли бы дать тем, кто думает о выборе Вашей профессии?
Повторюсь. Это профессиональный рост, поддерживать уровень владения инструментом, выбор инструмента – это очень индивидуально. А вот чтобы не иметь разочарований, я думаю, нужно быть реалистом и не ставить перед собой несбыточных планов и картин. И тогда можно избежать разочарований. Хотя, конечно, в жизни всякое может случиться. Ну и такой вот совет. Я когда-то читала, по-моему, у Наполеона Хила: «Чтобы не было разочарований, нужно настроиться вначале вкладывать, вкладывать, вкладывать в любое дело, в любую профессию, а тогда уже получать». Вот эта отдача может иметь место после того, как ты вкладываешь в свою работу знания, умения, интеллект, душу. Как говориться в христианстве: «Если ты отдаешь и настроен на то, чтобы помогать, то ты тогда получаешь очень много…». В психологическом плане учитель должен стоять на одной ступеньке с учеником. Видя твой профессионализм, ты все равно остаешься педагогом для своего ученика. Чувствовать себя учеником – это важно, а стремиться быть на уровне всех новинок педагогических и музыкальных, чтобы это было интересно, поддерживать интерес к своей работе. Ну и самое главное – это любить свою профессию.