Дети индиго: мистификация в стиле техно, или новый взрыв одаренности?
Почему о них стали говорить?
О детях индиго в последние годы говорено и написано немало. Вышло даже несколько художественных фильмов. Во многих публикациях их называют «посланцами иного мира», «вестниками Творца», «спасителями человечества»… Почему вдруг заговорили о детях «нового типа», с чем связано появление термина «индиго» и что за всем этим стоит?
Попробуем разобраться.
Недавно мне в руки попала книга американских психотерапевтов Ли Кэролл и Джен Тоубер, которая так и называется – «Дети индиго» (Москва, издательский дом «София», 2006). Собственно, с легкой руки этих авторов термин «дети индиго» пошел гулять по всему свету.
Ли Кэролл и Джен Тоубер, по их собственному признанию, никогда профессионально как психотерапевты не работали с детьми. Что же их заставило обратиться к проблемам детской психологии, да еще и привлечь внимание публики к новому с точки зрения авторов явлению?
Прочитав «Введение», я, кажется, понял, что встревожило «взрослых» психотерапевтов:
«Все больше и больше мы слышали о каких-то других детях, о детях «нового вида», представляющих проблему для родителей. Трудности касались взаимодействия между взрослым и подобным ребенком. Это было довольно неожиданно, наше поколение с этим не сталкивалось. Мы не придавали этому значения до тех пор, пока о происходящем не заговорили профессионалы, имеющие дело непосредственно с детьми. Сотрудники детских учреждений тоже отмечали, что с детьми происходит нечто странное. Затем случилось самое ужасное: когда эти новые проблемы обострились до предела, большинство заинтересованных решило прибегнуть к медикаментозному лечению таких детей!»
Насколько я смог понять, психотерапевтов встревожила реакция общества на поведение «новых детей». Эти дети казались многим родителям и взрослым необычными, их необузданную энергию не удавалось удержать традиционными методами, им стали прописывать медикаментозное лечение, поскольку часто ставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность» – СДВГ. Таких «трудных» детей стали пичкать риталином и сайлертом. Потом риталин, сильнодействующее седативное средство, все-таки запретили к использованию в США, поскольку он вызывал негативные последствия и тормозил психические процессы.
В чем же необычность поведения этих детей? Как можно отличить «индиго» от «нормального» ребенка? Об этом – чуть позже. А пока поговорим о возникновении самого термина.
Темно-синяя аура
Термин «дети индиго» впервые ввела в оборот Нэнси Энн Тэпп, ясновидящая, которая видит ауру человека – цвет его жизненного тела. Индиго – темно-синий цвет. В 1982 году Нэнси Тэпп написала книгу «Как цвет лучше помогает понять твою жизнь», в которой классифицировала определенные типы человеческого поведения по цветам спектра солнечного света. Одна из групп людей – это люди с аурой цвета индиго, куда Нэнси Тэпп отнесла и «детей нового типа».
Дети индиго – порождение технологического взрыва?
Признаюсь, уважаемые читатели, что я, увы, не способен видеть ауру и посему мистическим прозрениям предпочитаю рациональные объяснения.
Тем более что сама Нэнси Тэпп в одном из интервью говорит:
«Индиго – это компьютеризированные дети, а это значит, что в своих поступках они руководствуются больше головой, чем сердцем. Я думаю, что эти дети приходят с неким набором правил ментальной визуализации. Они знают, что если смогут нечто пометить, то это будет им принадлежать.
Это технологически ориентированные дети. Данное обстоятельство наталкивает меня на мысль о том, что развитие технологии в ближайшие десять лет достигнет такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. В возрасте трех-четырех лет эти дети понимают компьютер так, как не могут иные взрослые в 65.
Я уверена, что эти дети открывают нам дверь в иной мир – мир, в котором мы достигнем того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой. В этом состоит их цель».
Интересно, что в приведенных словах Нэнси Тэпп уже нет никакой мистики. Правда, не совсем понятно, что такое «набор правил ментальной визуализации». Может, это следует понимать так, как в этом сюжете о замечательных детских рисунках: «Что нарисовал – то моё, и твое. Если у кого нет своего слона, так я ему нарисую?» Или в каком-то другом смысле?
Получается, что возникновение детей «нового типа» связано с развитием новых информационных технологий. Если учесть, что эти слова Нэнси Тэпп произнесла в середине 1990-х, то за истекшее время уже произошел мощный технологический прорыв, в поток которого дети вовлечены с самого раннего возраста. Возникает вопрос, насколько сложившаяcя система воспитания и образования соответствует потребностям «новых детей»? Не следует ли из этого, что она должна быть радикально переосмыслена и изменена?
Далее, в словах Нэнси Тэпп начинают звучать совсем уж тревожные, даже страшные ноты:
«В современных условиях детям индиго живется трудновато. Существующая система воспитания настолько неприемлема для них, что в отдельных случаях эти дети могут стать способными даже на убийство. Я считаю, что в некоторых случаях существующая система воспитания настолько заблокировала их, что иногда эти дети могут убить. Теперь я всегда верю в парадоксы. В жизни должно иметь место как положительное, так и отрицательное, – для того чтобы у нас была возможность выбора. Без свободы выбора не может быть прогресса …пусть я деградирую, но я делаю это в соответствии со своим выбором, руководствуясь определенными причинами».
Модели поведения детей индиго
Как же можно узнать, относится ли ребенок к типу индиго или нет? Среди исследователей этого феномена нет единого мнения о том, какой набор признаков наиболее полно описывает модели поведения детей индиго. Ли Кэролл и Джен Тоубер предлагают такое описание:
- Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).
- Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.
- Они не сомневаются в своей значимости. Нередко они сообщают родителям, «кто они есть».
- У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки и признают только свободу выбора.
- Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.
- Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.
- Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.
- Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого, обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.
- Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины (к заявлениям типа «вот подожди, придет отец, узнает, что ты натворил, тогда увидишь…» они остаются глухи).
- Они не стесняются, давая вам понять, в чем испытывают нужду.
После прочтения книги «Дети индиго» мне показалось, что феномен «новых детей» действительно существует. Но, с моей точки зрения, он несколько мистифицирован. Помните знаменитую книгу известного психотерапевта Владимира Леви «Нестандартный ребенок»? Для меня пока остается непонятным, тождественны ли определения «ребенок индиго» и «нестандартный ребенок», как связаны между собой феномен индиго и детская одаренность?
Информационный взрыв, который мы переживаем, вовлекает детей с самого раннего возраста в работу с постоянно совершенствующимися электронными устройствами. Детям становится доступна самая разнообразная информация, пределы распространения которой ограничить практически невозможно. Кроме того, дети очень быстро осваивают способы обращения с электроникой, работы в социальных сетях, обгоняя при этом не только своих бабушек и дедушек, но даже и родителей. Возникла мощная индустрия компьютерных игр, погружающих детей в мир виртуальной реальности. Как все это влияет на психическое развитие ребенка, на становление его ценностного мира и развитие моделей поведения?
Об этих вопросах попробуем поразмышлять в следующих постах. И, конечно же, обратиться к конкретным примерам из нашей практики. Ведь, наверное, многим из вас приходилось сталкиваться с проблемами, вызванными теми моделями поведения, которые перечислены выше. Интересно узнать, принадлежат ли наши собственные дети к типу индиго, и что это может значить? Как себя вести с такими детьми?
Какие вопросы возникли именно у вас в связи проблемой «детей индиго»? Приходилось ли вам сталкиваться с эти явлением в своей повседневной практике?