«Нестандартные дети»: Веня
В прошлом посте мы начали обсуждать тему «новых детей» – детей индиго.
Сегодня я хочу поделиться некоторыми наблюдениями, опытом общения с детьми, которые разительно отличались от всех остальных. Я не знаю, можно ли их назвать индиго или нет, но то, что эти дети запомнились всем, кто с ними общался, – это факт. Имена, разумеется, изменены, но ситуации описаны вполне реальные.
Веня
Впервые я увидел его, когда он был в 6 классе. Я там не преподавал, Веня дополнительно занимался с моей коллегой в нашем скромном учительском убежище – небольшой уютной комнате, которую мы делим на троих.
Заходя к нам в комнату, в ожидании своей наставницы, Веня осматривался по-хозяйски, начинал рыться в моих книгах, зачастую забывая спросить разрешения. Я относился к этому снисходительно, поскольку книжки в нашем кабинете для того и поставлены, чтобы их дети листали и брали почитать. Правда, Веня всегда забывал ставить книги на место, и однажды мне пришлось даже сделать ему замечание. С тех пор он начал поглядывать на меня искоса, что, впрочем, не мешало ему не только по-прежнему рыться в моих книгах, но и как-то незаметно таскать сушки с нашего общего стола, которых, обычно, нам троим хватало на целый день. После визита Вени сушки, заготовленные к чаепитию, бесследно исчезали.
Когда я приглашал на уроки в свои классы интересных людей для встреч с ребятами, например, профессоров университета, философов, богословов, поэтов, актеров, музыкантов, там чудесным образом возникал Веня, который с интересом слушал, задавал толковые вопросы, комментировал. Старшие ребята не очень дружелюбно поглядывали на него, но выставлять за дверь не пытались. Во-первых, Веня, каким-то образом узнав о приходе нового интересного человека, отпрашивался со своих уроков, и учителя его часто с радостным облегчением отпускали. Во- вторых, ребята мне говорили: «Ну, он, конечно, того…, но очень умный!» И, в-третьих, мне самому было интересно Венино участие.
К концу 6 класса Веня написал книгу сказок о динозаврах, сам ее проиллюстрировал и издал в одном из украинских издательств с помощью родителей. Потом эту книгу с дарственной надписью от автора он преподносил своим любимым учителям.
Веня никогда не стеснялся в проявлении своих эмоций – как позитивных, так и негативных. Он мог посреди торжественной общешкольной линейки выбежать на середину и обнять свою любимую учительницу. Но мог и устроить жестокую драку с кем-то из одноклассников, сопровождаемую дикими криками и выражениями, от которых бы покраснели даже одесские биндюжники, описанные Бабелем и Паустовским. Доходило вплоть до того, что с первого этажа прибегали охранники, оттаскивали буйствующего Веню и держали его в своих крепких объятиях, пока тот не успокоится.
Где-то весной, когда уже потеплело, во время уроков Веня ходил вокруг школы, вбивал какие-то колышки и совершал загадочные пассы. За этим занятием его застала завуч: «Венечка, что ты тут делаешь? Почему не на уроке?» Веня укоризненно посмотрел на нее и сказал: «Евгения Петровна, Вам разве безразлична судьба нашей школы?» В ответ на недоуменный взгляд завуча, Веня продолжил: «Вчера передавали прогноз – будет сильный ураганный ветер, возможны серьёзные разрушения!» Евгения Петровна с еще большим недоумением посмотрела на Веню. Он же с окрепшей в голосе уверенностью продолжил: «Нам на истории рассказывали, как древние люди уговаривали духов предков защитить их от стихийных бедствий, и что они для этого делали. Это очень серьёзно, Евгения Петровна, с этим не шутят! Вы не беспокойтесь, я уже скоро закончу ставить защиту».
Когда Веня стал восьмиклассником, я начал вести историю у него в классе. Учебный год мы начали с того, что пошли в исторический музей на экскурсию. Девушка-гид вела свой рассказ довольно традиционно и несколько скучновато. Затем, видимо, желая как-то заинтересовать ребят, сказала: «Может, у вас появились вопросы?» Немая сцена: все замерли в ожидании интересных событий. Бедная, она не знала, что такое Веня! Он тут же задал несколько вопросов, а когда девушка ответила, стал поправлять ее. «Ну, если ты такой умный, – сказала, обидевшись и с некоторым вызовом девушка-гид, – тогда, может, ты сам и проведешь экскурсию?» «Хорошо, – сказал Веня, как будто давно ждал этого, – конечно проведу!» Девушка, вспыхнув, убежала, а Веня действительно стал рассказывать довольно интересные и содержательные вещи, водя ребят от стенда к стенду.
Мне потом пришлось довольно долго объясняться с экскурс-бюро музея, просить прощения, смущенно потупив очи долу, говоря: «Понимаете, вы столкнулись с этим только единожды, а нам каждый день приходится с такими детьми иметь дело, поймите нас, пожалуйста, не обижайтесь…» В музее, слава Богу, нас поняли и даже посочувствовали.
Когда Веня был шестиклассником, его постоянно третировал один мальчик. Но, как я уже говорил, Веня не стеснялся в проявлении своих чувств, и летающие время от времени цветочные горшки, запущенные в сторону этого мальчика, вскоре заставили его успокоиться и даже покинуть школу.
Чем старше становился Веня, тем адекватнее он себя вел. На переменах предпочитал общаться с несколькими учителями, часто приходил ко мне и рассказывал сюжеты из своей новой фантастической книги о конце цивилизации. Он мог оборвать рассказ в самом неожиданном месте и исчезнуть, затем через один-два урока снова появиться и продолжить, как ни в чем не бывало.
Веня хорошо и своеобразно рисовал. Тетради его трудно было назвать образцовыми, но он очень любил показывать мне и моим коллегам свои рисунки, сделанные по теме урока: то ли это была какая-нибудь битва, то ли изображения исторических деятелей. На уроках он всегда интересно и содержательно выступал. Правда, увлекался и забывал, что есть другие ребята, которые тоже хотят высказаться.
Ребята привыкли к Вене и относились к нему с интересом, но несколько опасливо: неизвестно, что он «выкинет» и какую шуточку отпустит в чей-то адрес. Когда Веню заносило, кое-кто из крепких ребят начинал на него выразительно поглядывать, и Веня быстро успокаивался.
После девятого класса Веню забрали в другую школу. Он несколько раз приходил, с цветами. Побеседовав со мной, говорил: «Ну, ладно, пойду еще к своим зайду!» Недавно я узнал, что Веню хотят снова вернуть к нам в школу, в выпускной класс. Некоторых коллег, в том числе и меня, эта новость обрадовала. Но не все учителя разделяют нашу радость.
Когда я впервые увидел Веню и узнал о его подвигах, мне показалось, что таким детям не место в школе, их надо учить сугубо индивидуально. За четыре года моего общения с ним: шестой и седьмой классы – как читателя книг из моей библиотеки и собеседника, а восьмой и девятый – как еще и моего ученика, мое мнение радикально изменилось.
Я не знаю, вернется ли Веня в нашу школу, не знаю, какие еще проблемы могут возникнуть, если он все-таки придет. Но мне бы очень хотелось видеть его среди своих учеников. Когда я спрашиваю себя, почему мне этого хочется, то ловлю на мысли: «Потому что ему нужно, необходимо общение со мной!» А ведь это самое сокровенное желание учителя – быть нужным детям! Конечно, не только со мной. Веня активно общается со многими учителями, некоторых даже приглашал к себе домой на День рождения, как обычно приглашают своих близких друзей.
Признаюсь, что общение с Веней мне лично многое дало. Надеюсь, что ему тоже.
Каждый «нестандартный ребенок» нестандартен по-своему. В следующем посте я расскажу о другом ребенке – девочке.
Интересно, что вы думаете о прочитанном? Был ли у вас свой опыт общения с «нестандартными детьми»? А, может, вы и сами были «нестандартным ребенком»?