Какую оценку поставим школе?
Так уж получается, что проблемы образования вообще и школьного образования в частности не являются в нашей стране приоритетными в сфере общественного внимания. О школе чаще всего вспоминают, по моим наблюдениям, три раза в год: 1-го сентября в связи с началом учебного года, в начале октября, когда празднуют День учителя, и в конце учебного года, когда выпускники сдают тесты и вступительные экзамены.
Вот и в этом году в сентябре и октябре в нескольких популярных изданиях была затронута тема школы. В еженедельнике «Корреспондент» (№ 38, 30 сентября 2011) вышла статья под недвусмысленным названием «Двойка школе». Каковы же основания для столь суровой оценки? По данным социологических исследований института Горшенина, школьным образованием недоволен каждый второй украинец. Два года назад, по данным того же института, недовольных было чуть более 10 %. Эксперты считают, что причина нарастающего недовольства – отсутствие действенных реформ в сфере образования.
Более 60 % опрошенных считают, что методики преподавания устарели, а учебники недостаточно хорошо составлены. К слову сказать, я сам недавно был весьма удивлен, когда увидел, что в одном из новых учебников по истории средних веков для 7 класса тема «Средневековый город» излагается на 13 страницах, набранных довольно убористым шрифтом. Если учесть, что у семиклассников как минимум по 6 -7 уроков в день, то нетрудно представить, какой объем материала должен прорабатывать школьник ежедневно, чтобы быть успешным. Однако, как считает Алексей Греков, соучредитель частной киевской школы «Афина», главная беда не в этом, а в том, что «Та система, которая действует на сегодняшний день в Украине, готовит к миру, которого уже никогда не будет».
Еще более категоричен в своих оценках Владимир Спиваковский, основатель первой частной школы в Киеве – лицея Гранд: «Если посмотреть на инвестиции в отрасль образования как на бизнес, то 80 % продукции (выпускников) – это брак». Основания для такой оценки дают данные внешнего независимого тестирования. Например, максимально возможное количество баллов по математике в 2011 году набрали всего 232 человека из 145 тыс. выпускников, по истории Украины – всего три человека из 161 тысячи, а по украинскому языку и литературе (этот тест обязателен для всех выпускников, сдающих ВНО) вообще никто.
Чему не учит школа?
По мнению экспертов из числа педагогов частных школ существует разрыв между тем, что предлагает школа и тем, чего требует жизнь. Школа не учит тому, как найти свое место в жизни, как зарабатывать деньги, как воспитывать волю и характер, как стать счастливым, успешным и благополучным.
Правда, это мнение педагогов частных школ не совпадает с мнением чиновников из Министерства образования, которые считают, что наша школа обладает высоким научным уровнем и доступна каждому ребенку, чего во многих европейских странах нет.
А как обстоит дело в других странах?
По данным журнала Newsweek в первую десятку стран-лидеров мирового рейтинга школьного образования вошли Финляндия, Южная Корея, Канада, Сингапур, Япония, Швейцария, Эстония, Великобритания, Ирландия, Нидерланды.
Украина занимает 40-е место, впереди Россия – 31-е место и Беларусь – 35-е. Интересно, что США не попали ни в первую, ни во вторую десятку и заняли 26 место.
Мне не раз приходилось лично общаться с коллегами из Финляндии. Многие из них учились еще в советские времена в вузах СССР, заканчивали там же аспирантуру у ведущих специалистов в области педагогики и психологии: А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова… Затем они продолжали свое образование на Западе, чаще всего в США. Возможно, я ошибаюсь, но у меня сложилось мнение, что финские педагоги, создатели теории и практики современного школьного образования, смогли взять лучшее из мирового опыта и разумно, творчески внедрить у себя на родине. Результат налицо – уроки в финских школах интересны и увлекательны для детей, например, на уроках труда дети могут мастерить электрогитару, а на математике высчитывать размер скидок в задачах по предпринимательству. Это, как видно по результатам исследований, вовсе не снижает уровень знаний детей в области точных и естественных наук, общей грамотности.
В число лидеров мирового школьного образования в последние годы стремительно выходят также страны Юго-Восточной Азии: Китай, Гонконг, Сингапур, Корея, Япония.
Что же делать?
Большинство экспертов считает, что назрело время для того, чтобы полностью изменить фундамент школьного образования. Предлагается сделать основной упор на то, как жить в современном мире, применяя современные знания, как стать состоятельным, счастливым и везучим. По мнению Алексея Грекова «нужны школы, которые будут создаваться не по принудительному принципу, а по желанию, где учитель будет не доминировать, а работать наравне для выполнения задачи».
Что уже делается?
Все ли у нас так плохо, или все же происходят изменения? Некоторый оптимизм вселяет публикация в еженедельнике «Фокус» (№41, 14 октября 2011): «25 учителей, которые вдохновляют». По мнению авторов этого интересного спецпроекта, «едва ли не в каждом украинском городке есть педагоги, которые зажигают детские сердца. Эти люди делают гораздо больше, чем требует от них штатное расписание, и их мотивация далека от материальных благ». Как считает «Фокус», «именно на этих людях, а вовсе не на государственных стратегиях держится современная украинская школа».
Я внимательно прочитал эту публикацию, обнаружил там имена нескольких хорошо знакомых людей, среди них – двоих харьковчан, что отрадно, и даже одного коллегу из своей школы, что весьма приятно! И вот что интересно: почти все эти люди, 25 педагогов, идут свои путем, смело вводя свои авторские программы и методики. Никто из них не придерживается строгих рамок существующей программы «от сих до сих». Работать так – значит идти на сознательный риск, брать на себя ответственность за результат.
Публикация в «Фокусе» и радует, и озадачивает одновременно. Ведь если у нас есть 25 замечательных учителей (а мы уверены, что их намного больше!), то не назрело ли время объединить их усилия для того, чтобы сделать школьное образование в Украине по-настоящему современным? Каким может быть это объединение творческих учителей? Возможно ли оно вообще, или каждый просто должен работать на своем участке и добросовестно «возделывать свой аллод»? Во всяком случае, у меня такие вопросы возникают. А что думаете Вы?