Авторитетное слово учителя – сколь много оно значит?
Часто можно услышать жалобы на то, что современные подростки не признают никаких авторитетов, а уж учителей своих вообще и в грош не ставят. Так ли это? Расскажу историю из своего недавнего опыта.
Mоей младшей дочери Татьяне 13 лет. Она уже учится в 9-ом классе обычной школы (пошла с 5-ти лет) и в 7-ом музыкальной (скрипка). Хочет после окончания обычной школы пойти в музучилище, а потом в консерваторию. Как бы уже определилась со своей будущей профессией.
Но вот недавно у нас с ней произошел такой разговор.
- Ты знаешь, – говорит она мне,- я думаю, что с музыкой у меня ничего не получится.
- Почему ты так решила?
- Вот недавно нам учительница, А.Б., сказала, что если человек к чему-то предрасположен, талантлив, то у него сразу это получается. А у меня, ты же помнишь, не сразу на скрипке получалось. Сколько времени ушло, прежде, чем начало получаться!Признаться, я был обескуражен, т.к. моя дочь любит играть, в последнее время появились серьезные успехи – сольные выступления, поездки за рубеж с ансамблем… Действительно, обучение требовало упорной работы. И мы с женой, когда Таня не хотела заниматься столько, сколько требовалось, совершенно искренне говорили ей, что она может спокойно бросить, т.е. мы ее никогда не заставляли. Но Танюша все-таки не бросила скрипку. Даже пожертвовала своей любимой художественной гимнастикой ради занятий музыкой – времени катастрофически не хватало! И вот тут такое заявление, сделанное вполне серьезно.
Я попытался говорить что-то вроде того, что мол, А.Б. могла иметь в виду наличие каких-то необходимых способностей, слуха, например.
- Нет, – говорила Таня. Она сказала, что у талантливого человека всё сразу должно получаться!
Тут я уже стал говорить, что А.Б., как и любой человек, может иметь свое личное мнение, и оно не обязательно должно восприниматься, как истина в последней инстанции. И услышал в ответ:
- Но ведь она же у-ч-и-т-е-ль! Ты понимаешь, что ее слова много для нас значат?
И тут мне пришлось задуматься. Таня – обычный ребенок. Мы никогда не воспитывали ее авторитарно. Наоборот, она очень часто критически воспринимает наши родительские наставления, особенно мои, и говорила о значении для нее слов учительницы без малейших признаков подросткового стёба.
Интересно, – подумал я, – что же на самом деле имела в виду учительница? Может, стоит поговорить с ней? Но пока не решился – думаю…
Втайне надеюсь, что через некоторое время эти сомнения, посеянные учительским рассказом, будут побеждены теми мотивам, которые работали на протяжении семи лет и не только удержали, но и развили, Танину любовь к музыке.
Эта история заставила меня вспомнить различие между авторитарным и внутренне убедительным словом, о котором я когда-то читал в работах замечательного философа и литературоведа Михаила Бахтина. И о том, что, возможно, мы, взрослые, включая и учителей (поскольку и сам учитель), не всегда отдаем себе отчет, как наши слова воспринимаются нашими детьми.
P.S. После всех размышлений и бесед с друзьями, пришел к выводу, что говорить нужно не с учительницей, а с Таней. Ведь ей еще не раз придется слышать самые разные мнения от разных людей. И, как я думаю, сейчас для неё важно не только слушать, но и обдумывать, то, что сказано другими и принимать свое решение, на свой страх и риск.
Кстати, интересно, что слово «сомнения» можно понять и так – «со-мнения» – т.е. как бы сопоставление нескольких мнений, а, возможно, и конфликт между ними. Вот и получается, что со-мнение как бы порождает ситуацию необходимости принятия собственного решения, принятия ответственности на себя. В этом смысле то, что у подростка возникли сомнения, может стать как раз очень продуктивным моментом в развитии. Главное, чтобы понимающий человек был рядом.