Мои ученики плохо себя ведут. Как быть?
В детском саду, школе или высшем учебном заведении уже после первых дней работы знаешь, что у своих воспитанников, учеников или студентов есть сотни способов мешать занятию, заводить класс или группу, исподтишка срывать объяснение материала… Когда сталкиваешься с таким поведением, спрашиваешь себя о том, как поскорее его прекратить, как обезопасить остальных от влияния и как в будущем не допустить повторений.
Владимир Абрамович Караковский, один из авторов педагогики сотрудничества, еще в 1993 году писал о том, что «началось массовое бегство педагогов из сферы воспитания…» Одной из причин такого общественного явления, на мой взгляд, является проблема поддержания дисциплины на занятиях, которая часто встречается на пути как начинающего, так и опытного преподавателя. Достаточно посмотреть на сегодняшнюю жизнь школы в одноименном радикальном сериале про российских подростков Валерии Гай Германики или же аналогичный эстонский фильм «Класс» режиссера Ильмара Рааг, чтобы лучше понять причины этого «бегства». Мои коллеги, работающие в управлении системой образования Харькова, считают, что рассматриваемый вопрос, к сожалению, по-прежнему удерживает первые позиции топ-списка проблем современного учителя.
Как же научиться вести себя твердо, но доброжелательно с учениками, которые нарушают правила поведения?
По мнению консультанта и тренера С.В. Кривцовой, сталкиваясь со случаями нарушения дисциплины (не только с хулиганскими и хамскими выходками, но и с неадаптированным и инфальтильным отношением), необходимо определить оптимальную тактику и стратегию поведения.
При этом следует решить ряд задач (Светлана Васильевна называет его Школьным планом действий, хотя его можно применять к реалиям детского сада или вуза и даже на работе по отношению ко взрослым людям ):
- Объективно описать поведение ученика.
- Понять мотив его «плохого» поведения.
- Выбрать эффективный способ немедленного прекращения «выходки».
- Разработать поддерживающую стратегию взаимодействия с учеником, которая позволит избежать повторения такого поведения в будущем .
Шаг 1. Собрать и точно сформулировать факты, избегая субъективных оценок и суждений, – важное условие эффективного поведения учителя в «сложных» ситуациях. Психологи рекомендуют составить конкретное, а не общее описание того, где, когда, что и как часто «плохо» делал ученик.
Шаг 2. Правильное описание позволяет перейти к пониманию мотивов. Американский педагог Рудольф Дрейкурс считает, что нарушая дисциплину, ученик может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
- привлечение внимания (такие ученики всегда хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя);
- власть (этим ученикам важно быть главными, они пытаются установить власть над учителем и всем классом);
- месть (ученики могут мстить за реальную или вымышленную обиду как учителю, так и кому-то из ребят или же всему миру);
- избегание неудачи (некоторые ученики так боятся повторить свои неудачи, что предпочитают ничего не делать, уходят в изоляцию и кажутся «непробиваемыми»).
Дрейкурс писал: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. Если вы можете предложить что-нибудь лучшее — пожалуйста».
Учителю очень важно знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно выстроить свое собственное. Это нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания ответного поведения ученика на то или иное воздействие.
Шаги 3 и 4. После такой диагностики необходимо применить соответствующее педагогическое воздействие, которое преследует цель немедленно прекратить «плохое» поведение и повлиять на выбор ученика более приемлемого поведения в будущем. Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть быстрым и верным. Но экстренное вмешательство может не изменить характера поведения в целом: чтобы снизить повторяемость подобных случаев необходимо подготовить поддерживающую стратегию взаимодействия с этим учеником.
В следующих постах мы постараемся описать «симптомы» каждого из мотивов «плохого» поведения и предложить конкретные «рецепты» того, как с этим быть. Также призываем небезразличных читателей присоединяться к обсуждению темы, а практиков – делиться примерами из жизни.
Начнем? Как бы вы применили Школьный план действий и попробовали противостоять такому «плохому» поведению (пример из моей школьной жизни):
Некоторое ученики 6-А класса помешены на плевках из трубочек. Они плюются на уроках и переменах. Все просто: достаточно иметь шариковую ручку, которая раскручивается, и лист бумаги для изготовления «патронов». И в бой!..
Какой мотив, вы считаете, был у учеников класса и как противостоять этой эпидемии плевков?