«Весело, свободно и быстро». Памяти Нади Рушевой
Друзья, посмотрите. пожалуйста этот фильм. Он – короткий. всего 9 минут. О девочке, которой незадолго до съёмок исполнилось 17 лет. И, наконец, сбылась ее мечта – она приехала в Ленинград, к Пушкину, на набережную Мойки 12 – последнее пристанище поэта. Он там умирал после дуэли на Черной речке.
Мойка 12, Летний сад, Эрмитаж… Вот, легко и весело, прямо на снегу, девочка рисует портрет Пушкина. Она всегда так рисовала – легко, свободно, весело, всегда набело. И никогда не исправляла свои рисунки: «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», – говорила юная художница о своих работах. Я когда-то читал, что именно так рисовали китайские художники – последователи учения чань-буддизма: долго достигали озарения, потом несколько точных ударов кисти – и рисунок готов.
Надя Рушева родилась недалеко от Китая, в Улан-Баторе, мать ее была первой тувинской балериной, а отец – русский художник. Вскоре после рождения девочки семья переехала в Москву.
Однажды папа читал семилетней Наде «Сказку о царе Салтане», а девочка, слушая папино чтение, рисовала. Так появились первые рисунки. Их называют иллюстрациями. Но я бы назвал их иначе – скорее, собственные уникальные произведения, в которых Надя выражала и удерживала в создаваемых ею образах свое неповторимое видение, прочтение, понимание великих произведений русской и мировой литературы. Смыслы, выраженные в словах, воплощались в Надиных рисунках. Их осталось около 12-ти тысяч, написанных, как отклик Нади на произведения 50-ти авторов, среди которых Пушкин, Михаил Булгаков, Лев Толстой…
О Пабло Пикассо
Просто все время радуешься, как хорошо, что к нам попала «Девочка на шаре» и вообще из раннего периода Пикассо.
Я очень люблю этого художника. Хотя 90% его работ мне не нравится, но я его люблю, как человека, как художника, за то что он все время ищет… А ранние его работы мне просто до боли нравятся, особенно «Девочка на шаре«.
Когда приходишь на Мойку 12, последнюю квартиру Пушкина, как-то представляешь себя современником тех событий. Как он провел здесь свои последние дни. Тут же его книги… И мне думается, он был легкий, такой, веселый… Если он писал легкую вещь, то делал это весело, свободно и быстро.
А сейчас я расскажу сон. Один раз приснился, очень смешной, забавный. Это я как-то начиталась литературы туристской, по Италии, там: путешествие по Италии, о Венеции… И вот мне приснился на этом основании сон. Будто бы проходит наша ежемесячная классная уборка: девчонки там все пришли, ведра стоят с водой, мыла тряпки. В общем работа идет полным ходом. А работа происходит на лестнице гигантов, которая находится во Флоренции и почему-то там, наверху, вместо этих гигантов, там стоит микельанджеловский Давид, который находится во Флоренции. Ну это нас нисколько не поражает и мы продолжаем там это все убирать: чистим пыль, скребем эти огромные ступеньки. А сам Давид, как выяснилось, хотя он выглядит в общем беломраморным, но при ближайшем рассмотрении видно, что он состоит весь из казинака. Вот мы тоже с него пыль счищаем, а сами его тихонечко грызем (смеется), особенно его ноги — они у него такие, в общем, ближе к нам… Мы их едим тихонечко, ну так, чтобы начальство, конечно, не увидало. А я взобралась на стремянку к самой его голове и смотрю — у него такая пасть приоткрытая и клыки торчат еще из орехов (смеется). Хотя у скульптуры у самой там, конечно, все наоборот: такое суровое выражение лица. У меня вдруг такое чувство шальное взялось, я ему — раз! — и положила палец в рот. А он меня укусил! (смеется) Да, Давид укусил меня! Ну, на этом сон там уж кончился и я не помню. Но так это было все здорово, и как наяву прямо… Я когда проснулась, я долго не могла понять, что такое произошло…
Иногда, как говорится, разнежась, мечтали о веке золотом, и каждый делится своими мыслями. Ну это, конечно, в узком кругу девчонок: да кто бы — что сделал с учителем нашим любимым. Если были там, конечно, не законы… В общем, если бы над нами ничего не висело… Одни говорят, съели бы живьем, другие говорят, поджарим, третьи там завернули бы его во все тетрадки и тоже, значит, сожгли перед школой. Ну а когда возник такой вопрос о том, что ты оставишь после себя в школе, поскольку ты десятиклассник — ходишь последний год — память надо оставить достойную, пример молодым, мы и говорим: школу взорвать, на месте школы — пруд с золотыми рыбками, и русалки плавают… И все нам будут благодарны, наши потомки (смеется). Вот так…
Из воспоминаний Н.Д.Ажикмаа-Рушевой,
Надиной мамы
«5 марта 1969 года дочь с отцом приехали из Ленинграда. Они на несколько дней ездили на съемку документального фильма про Надюшу. Приехала моя доченька веселой, рассказывала о своих впечатлениях.
Утром на следующий день я засобиралась на работу, а Надюша в школу. Приготовила девочке антрекот и яичницу, она выпила стакан кофе. Я ушла, а через несколько минут она потеряла сознание. Николай Константинович в соседней комнате почувствовал неладное. Телефона не было. Он в домашних тапочках побежал в больницу. Там его долго расспрашивали. Наконец приехали, увезли мою девочку на „скорой помощи“ в больницу. Через несколько часов она, не приходя в сознание, умерла. У нее оказался дефект одного из сосудов головного мозга. Сейчас это можно оперировать. Тогда не смогли. От кровоизлияния в мозг Надюши не стало. Никогда она не болела и не жаловалась.
Надя умерла шестого марта. А на следующий день мальчишки решили поздравить одноклассниц с 8 Марта. Всем девчонкам поставили на парты какие-то игрушечки. А Надя не пришла. Класс был потрясен известием о ее смерти. Бывает, что в классе кого-то любят. И ее любили… А незадолго до этого она гуляла с подругой по улице и заметила похоронную процессию. Печальная музыка… И она сказала: ну как же? И так тяжело — человек умер, а тут вдруг такая музыка. Еще больше людей добивают. Вот, говорит, если я помру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли «Битлз». И, между прочим, так и было«.
Из рассказа академика Василия Ватагина,
творческого наставника Нади
«В последний раз мы виделись с Надей в моей мастерской в январские школьные каникулы 1969 года. Она была уже высокая, стройная, сильная; ее прекрасные восточные глаза были спокойны и теплы. Как всегда, она молча показывала свои новые папки: из «Пушкинианы«, из «Античности«, из серии «Современная молодежь«, из «Мастера и Маргариты«, при этом больше старалась смотреть на мои работы.
Уже после ее внезапной кончины… я, потрясенный, сквозь слезы перебирал ее последнюю папку… и вдруг, как ее предчувствие — прозрачная, красивая композиция: «Аполлон и Дафна«.
Хочется напомнить содержание этого горестного мифа. Светлый и радостный бог солнца и искусства знает и печаль; его постигло горе. Когда, гордый своей победой над чудовищем Пифоном, он увидел около себя юного бога любви Эрота с золотым луком, то, смеясь, сказал ему: «На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Тебе ли равняться со мной, стреловержцем?» Обиженный Эрот вынул две стрелы, и одной, ранящей сердце и вызывающей любовь, он поразил Аполлона, а другой, убивающей любовь, — юную нимфу Дафну. Лишь только увидела Дафна златокудрого Аполлона, она пустилась бежать; влюбленный, он быстро настигал ее. Взмолилась Дафна: «Расступись, земля, и поглоти меня!». И тотчас онемели ее члены, кора покрыла ее нежное тело, волосы обратились в листву, а руки, поднятые к небу, превратились в ветви стройного деревца лавра. Долго, пораженный, стоял Аполлон перед лавром и, наконец, промолвил: «Пусть же венок лишь из твоей зелени украшает мою голову, пусть отныне украшаешь ты своими листьями мою кифару и колчан. Пусть никогда не вянет твоя зелень!»
Надя Рушева… Что значило ее творчество для людей ее поколения?
Для меня лично это стало открытием нового мира, мира, в котором как бы впервые были явлены образы Маленького принца, Мастера, Маргариты, греческой мифологии, пушкинской поэзии… Она увидела их своим взглядом, и эти образы прочно связали нас с русской и мировой литературой.
Мой старый приятель, уже много лет живущий в Хайфе, Юра Дунаевский, недавно написал мне:
Вот гений чистой красоты….
Давным давно, когда я впервые увидел её рисунки,
во мне что-то защемило и…я изменился…
Не уберегли чудо...
Игорь Приходько, пианист, педагог и музыковед, который младше нас с Юрой лет на 10, пишет:
Какой грустный юбилей… Я почему-то вспомнил, что она не любила рисовать уши. И, пересмотрев кое-какие рисунки, вдруг понял, что они необыкновенно целомудренны. Даже такие, как, например, этот, или этот, совершенно, по-моему, удивительный.
Фильм не удалось завершить – через три дня после того, что вы там увидите, девочка умерла. Смерть пришла внезапно: сказалась старая коварная болезнь – врожденная аневризма сосудов головного мозга. Случилось это 6 марта 1969 года. А 31-го января 2012 года Наде Рушевой исполнилось бы 60 лет. В это трудно поверить, ведь в таких случаях говорят: Она навсегда осталась семнадцатилетней. И это действительно так.