Юрий Шевчук: «Эй, чувак, задай себе вопрос! Хоть один вопрос задай!»/Дополнено/
Друзья, в этом посте я хочу рассказать о презентации в Харькове новой программы и диска группы ДДТ и Юрия Шевчука “Иначе”. Позволю себе начать издалека – надеюсь, простите. И дело здесь вовсе не в ностальгии.
“Наши замёрзшие лица белели в тумане и ждали…”
Давным-давно, еще в те далекие времена, когда “из каждого окошка, где музыка слышна” звучали голоса Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, а на школьных вечерах танцевали под “Битлов” и “Роллингов”, вещи которых исполняли, аккомпанируя себе на самодельных электрогитарах, мне вдруг пришла в голову странная мысль. “А что если, - подумал я, - появились бы такие песни, в которых слова резали бы до кости, как у Высоцкого, а музыка заводила бы так же, как “Битлы” и “Роллинги”?
Этой крамольной мыслью я поделился с моими друзьями из нашей школьной группы “Пилигримы”. Ребята посмотрели на меня с некоторым сочувствием и уж не помню, что ответили. Но смысл был такой – не надо, мол, заморачиваться, каждому – свое. А сами, между тем, кроме “She loves you, yeah, yeah, yeah!” и других англоязычных хитов того времени, пели и тех же “Пилигримов” Иосифа Бродского и всеми тогда любимую песню «Плачет девушка в автомате» и, конечно же, “Фантом” Боже, какая же каша была тогда в наших головах!
Ведь мы тогда еще не знали, что вскоре появится то, что получит название «русский рок». И только ощупью, на свой страх и риск, пытались найти способы выражения тех смыслов, которые рвались наружу из наших незрелых юных душ, но еще не обрели адекватную форму выражения.
Все это вспомнилось после концерта Юрия Шевчука и группы ДДТ, на котором была представлена новая программа “Иначе”. В первой же песне – “Родившимся этой ночью” прочитывается концепция нового альбома, созвучная, как мне кажется нашим исканиям в те уже далекие шестидесятые:
Родившимся этой ночью мы оставляем землю,
Не смогли мир сделать добрее,любовью не стала ты.
Но до конца этого света не одному дышать поколению.
Пока горят поминальные свечи —
ещё годы до темноты.
Гамлет ХХІ века
Мне кажется, что в творчестве Юрия Шевчука, особенно в новой программе “Иначе” произошел вот этот, на первый взгляд, странный сплав импульсов, идущих от песен Высоцкого, русской поэзии и ритмов современного рока. Впрочем, не только рока:
«Чего только нет в этом двойном альбоме. Это и косноязычный рэп, который захлебываясь читает лидер DDT(“Солнечный свет”), и по-настоящему свирепо звучащий индастриал-рок (“Эй, ты, кто ты”,”Кризис”), и пронзительные стихи, в которых слышен пульс бескрайних евразийских пространств (“Проводник”), и трансовые вставки русского фольклора, и, конечно же, настоящие народные хиты, за которые его любят даже по разные стороны баррикад (“Песня о свободе”). Тут Шевчук уже меньше говорит прямо от себя, разыгрывая, как Высоцкий, разные социальные роли», – пишет известный музыкальный критик Андрей Бухарин в журнале Rolling Stone
Есть еще одно любопытное сближение с творчеством Владимира Высоцкого. Одна из лучших его театральных ролей – Гамлет, Гамлет с гитарой, в свитере и джинсах - современное прочтение, поставленное в Театре на Таганке Юрием Любимовым. И лирический герой новой программы Юрия Шевчука тоже Гамлет, но Гамлет 21 века.
Юрий Шевчук:
«Если Гамлет у Шекспира задает себе вопрос: быть или не быть? – то мы говорим, конечно, – быть! Но, продолжая вопрос Гамлета, мы ставим себе вопрос: Как быть нам всем? Какими быть? Уточняем… Возвращение человека к самому себе – вот основа этой программы. Нам важно, чтобы человек задумался, что ты жить можешь просто иначе. Человек – герой этой новой программы примеряет на себя разные одежды. Переживает, злится, ищет в себе свободу внутреннюю, потому что без этой свободы человека не существует…»
Посмотреть полную версию интервью с Юрием Шевчуком можно на сайте МТРК «Мир».
И еще очень важный момент – Юрий говорит о необходимости ставить вопросы о жизни самому себе. Без честного вопрошания и попытки самому во всем разобраться нет человека, нет свободы: “Эй, чувак, задай себе вопрос! И ты станешь свободен! Задай хоть один вопрос!” Музыка нового альбома, по признанию Юрия, это музыка 21 века, это уже не тот душевный русский рок, к которому все привыкли. И здесь тоже – никаких самоповторов, все – иначе!
“Вспомнить, что мы люди – не болты, не винты, не гайки, не шурупы…”
Песни ДДТ я слушаю давно, а вот на концерт, как ни странно, попал впервые. И, честно говоря, не был уверен в том, будет ли заполнен зал нашего Дворца спорта – цена на билеты несколько кусалась, да и не совсем понятно, какова сейчас аудитория ДДТ – какого возраста люди слушают эту группу? Стоит ли говорить, что все мои опасения оказались напрасны? Возможно, многие уже знали о том, что новая программа “Иначе” – это суперсовременный и грандиозный эксперимент, сравнимый по своим масштабам со знаменитой пинкфлойдовской “Стеной”? Во всяком случае, так о новом проекте ДДТ говорили еще в конце прошлого года. Да и сам Юрий Юлианович признавался, что «Иначе» похоже на знаменитый альбом The Wall группы Pink Floyd. Он и на концертах Pink Floyd бывал, и, как утверждают очевидцы, смотрел их очень внимательно.
Вот и программу “Иначе” нужно не только слушать, но смотреть – потрясающе интересный видеоарт сделали киевский художник Алексей Сай, режиссер Андрей Федоров и питерский видеоинженер Андрей Бровко.
В прессе уже были даны очень подробные описания этого концерта, поэтому я позволю себе остановиться на своих субъективных впечатлениях и впечатлениях моих друзей и знакомых, побывавших на концерте.
В зале собралась довольно разнообразная публика. В моей фан-зоне №1 можно было увидеть и подростков, и людей постарше, и людей значительно старше, и интеллигентного вида ребят и девушек, и крепких парней, из тех, что “первые на раёне”.
Первая часть концерта захватывала своей новизной, режиссурой, видеорядом. А после ее окончания вновь вышел Юра-музыкант, поговорил с залом: “Ну как вам наша новая программа?” И начал петь свои старые, давно знакомые песни. Тут уж зал подхватывал и пели все вместе.
«Чем больше думаешь об Армагеддоне, тем становишься позитивнее»
После концерта нам удалось и поговорить с Юрой, и даже попросить его написать вот это пожелание вам, дорогие читатели нашего блога.
Снять видео нам не разрешил начальник охраны, а вот звук мы записали. Юра вышел к служебному входу, где собрались самые стойкие фаны, попросил охрану впустить людей в помещение, чтобы не мерзли на улице, всем подписал диски, а пока подписывал, поговорил и с нами.
- Скажите, Юра, вот в Вашей программе вы показали прошлое, настоящее, будушее. А каково Ваше самое сильное воспоминание детства?
– Воспоминание детства? Ощущение добра большого. Мама, папа… Все это было просто замечательно!
- Каким Вы видите будущее наше?
- Я хочу сказать, я ведь не Ванга…
- Нет, не предсказание, а Ваше личное понимание будущего?
– Понимаете, рая на земле никогда не было и не будет. Будущее от нас зависит. Я для него что-то делаю, пытаюсь со своими ребятками, с группой петь о любви, о добре. Но не так, как попса поет, а именно о любви какой-то выстраданной, не плакатной. Не вот этой вот: А, позитив, позитив! Имей сто холодильников, чувак, и ты будешь счастлив. Ну, то есть, мне кажется, что чем больше думаешь об Армагеддоне, тем становишься позитивнее.
Уже потом, когда я готовил этот материал и просматривал очень обстоятельную передачу о современной музыке, в которой участвовал Юрий Шевчук, узнал, что слова “чем больше думаешь об Армагеддоне, тем становишься позитивнее” он произносит часто.
ДДТ для меня – это…
Я попросил поделиться своими мыслями о группе ДДТ и Юрии Шевчуке наших коллег, друзей, учеников. Светлана Рыжикова, студентка периода Перестройки и крушения империи, Род занятий : координатор социальных проектов IT компании.
Для меня ДДТ и, особенно, Юрий Шевчук – это ответ на извечный вопрос: отношения поэта и власти (поэт и царь). Когда утверждают, что все поэты такие, что они не могут без периодических заигрываний с властью, что в этом их сущность, я отвечаю: “Могут”, – потому что есть Юрий Шевчук, а без него, как сказал Платонов, народ неполный, поэтому и обобщать не надо. И ещё: ощущение свободы и доброты от каждой его песни. Свободных, в общем-то, достаточно. А вот добрых и свободных одновременно – мало.
Елена Рассказова, поколение дворников и сторожей, сфера деятельности – журналистика, проектный менеджмент.
Когда я слышу песни Юрия Шевчука, то вспоминаю начало 90-х. Учебу на филфаке. Студенческий театр “Энтузиаст”. Мы были полны надежд. Драйва. Мечтали. И слова “Осень… мне бы прочь от земли…” казались нам явью. Ведь в молодости кажется, что возможно все. А то, что название группы ДДТ расшифровывается как ДихлорДифенилТрихлорэтант, нам было все равно.
Евгения Левинштейн, поколение 80-х, автор-составитель детских книжек.
Юрий Шевчук для меня – поэт и музыкант, знаток Осени и Дождя, музыкант и поэт, тот, кто наблюдает внимательно, думает не предвзято, говорит точно и честно. Тот, кто может напомнить душе о самом главном.
Лиза Елисеева, школьница, 15 лет.
Прошло несколько дней после концерта,а у меня все еще остается впечатление, что я до сих пор там. Когда звучала новая программа, я не могла отвести взгляда от сцены, не могла просто шевельнуться, не хватало сил даже на аплодисменты. С детства я слушала те песни, которые звучали во второй части, но на концерте я впервые их услышала. Хотелось слушать и слушать, становиться частью этой музыки. Хотелось петь вместе с музыкантами. Все было так по-настоящему, как будто этот концерт и есть твоя жизнь.
Настя Мирошниченко, школьница, 15 лет.
Я была просто удивлена всем увиденным и услышанным. Очень понравилась Алена Романова. Когда она пела, мой внутренний голос говорил: Только не останавливайся, пожалуйста! Алена Романова и Юрий Шевчук отлично дополняют друг друга. И если бы у меня был шанс еще раз пойти на концерт ДДТ, я бы пошла, причем, не только слушать, но и смотреть.
Валерий Грубник, учитель, 50 лет.
Я не часто слушаю русский рок. Но вот именно Шевчука и ДДТ слушаю. Ведь это связано с молодостью, с лучшими годами жизни. И новая программа очень впечатлила – и песни, и видеоарт.
Post Scriptum
В метро, когда я возвращался домой после концерта, оказался в одном вагоне рядом с двумя ребятами из охраны, которых ранее не знал. Мы как-то запросто, как старые знакомые, разговорились: о своих впечатлениях от новой программы, от личности Юрия Шевчука, о музыкальных и поэтических предпочтениях… Вот такой получился вечер.
P.P.S.
Тур, начавшийся в Харькове 14 февраля, закончился в Лондоне 22 марта.
На видео Юра представляет киевских художников, дизайнеров, актеров и организаторов концертов; читает свои »бредовые» стихи в компании харьковских друзей, слушает стихи Ленки Воробей; в Лондоне общается с публикой в переполненном зале Apollo и рассказывает о предстоящей поездке в Финляндию и по городам Сибири.