«Литера А» – двадцать пять лет спустя. ФОТО, ВИДЕО
В Муниципальной галерее открылась новая выставка.
В анонсе читаем:
Выставка «25 лет творчества. Ретроспективная выставка произведений художников объединения «Литера А» анонсирует юбилей объединения, он наступит в 2013 году.
Страницы славного прошлого «Литеры» сегодня превратились в миф, в историю, отделившись от создателей и членов объединения: В. Куликова, А. Борисова, С. Браткова, А. Есюнина, А. Пичахчи, А. Гладкого. Эти имена хорошо известны в Харькове, в художественных кругах Украины и за ее пределами. В Харьковской городской художественной галерее персональные выставки мастеров — не редкость.
Нынешняя экспозиция — коллективная, она презентует прошлое «Литеры А», как творческого объединения, и современное искусство его представителей. Интерес к языку живописи, не потерявшему, в определенной мере, традиционных средств выражения, серьезная работа над живописью, как формой миропредставления объединяла и продолжает объединять наших художников. В выставке участвует Виталий Чумаченко, однокурсник А. Гладкого, близкий «литеровцам» творческими позициями и характером художественных поисков, участник легендарной выставки «Памяти Ван Гога»…
Куратор Л.Л. Савицкая»
Мы побывали на открытии выставки, побеседовали с ее организаторами и участниками. А в архиве Леонида Сторожука сохранились записи одной из первых экспозиций объединения «Литера А». Интервью, которые мы взяли в день открытия выставки, а также архивные записи, представлены на видео
Татьяна Тумасян
В этом году у нас юбилейная выставка, или, предюбилейная, скорее, посвященная юбилею известного харьковского объединения «Литера А».
К сожалению, на открытии не присутствует весь круг участников, потому что еще, все-таки, лето, проходят симпозиумы, пленэры. Но есть куратор, есть некоторые из авторов. Мы очень надеемся, что как раз на закрытии произойдет встреча со всеми авторами, чьи работы мы здесь представляем. А это Виталий Куликов, Сергей Братков, Андрей Пичахчи, Андрей Гладкий, Алексей Борисов и Алексей Есюнин.
Интересные художники, которые 25 лет работают, изменяются, в чем-то остаются верными себе. И, что очень приятно, я вспоминаю уже исторический факт, что первый юбилей группы, это было десятилетие, прошел здесь, в галерее. Это был марафон группы «Литера А», когда мы каждые четыре дня сменяли авторскую экспозицию, показали девяностые в жизни «Литеры А».
Лариса Савицкая, доктор искусствоведения, куратор выставки
Скажите, пожалуйста, какова концепция этой выставки?
- Художники группы «Литеры А» занимали весомое место в культуре Харькова девяностых годов и продолжают лидировать как живописцы в современности. Сегодня мы представили первый этаж выставочного зала как экспозицию, созданную в конце восьмидесятых-начале девяностых годов и на протяжении девяностых годов, когда «Литера» переживала такой момент юности, молодости, агрессии в хорошем смысле, творчества, когда они консолидировались...
Поэтому, когда вы здесь ходите, вы ощущаете ауру того времени ушедшего. Сложного времени. Это время и печальное, это и поиски выхода в названии многих работ. Здесь замечательные женские портреты, созданные еще в конце восьмидесятых годов, в то время, когда большой наш оперный театр начал работать, время конкурса харьковских красавиц.
Здесь несколько «харьковских красавиц», они сложные, интересные. Никакого гламура и гламурности. Это сложные личности. И вот это ощущение живописи, которое говорит о том времени и показывает душу художника неравнодушного к своему времени.
Во имя чего живопись делается – это не праздный вопрос. Это такая ретроспективная выставка: что было тогда, как мы отразились в этом тогда и каковы художники сегодня. И уже на расстоянии временном размышляем: А чем это было? А было прорывом в современность. То есть, они были авангардом, который расчищал путь следущему поколению. Сейчас же они классики. Но они без званий. Тогда, вместе собравшись как сокурсники, они до сих пор дружат, они до сих пор друг к другу очень хорошо как-то относятся, может, даже лучше, чем в молодые годы, потому что молодость – это источник, который питает всю оставшуюся жизнь, в том числе и творческую.
Олег Коваль, искусствовед
Здесь традиция и авангарда, и традиция мощного живописного письма. Она остается. И, собственно говоря, вот мы можем с полной уверенностью сказать, что опыт переживания, харьковский опыт переживания и авангарда, и абстракционизма, и декоративной живописи, и предметной живописи, он остается той ценностью, которую каждый раз мы переживаем как нечто новое и актуальное в наши дни.
- Организаторы выставки объяснили мне, что на первом этаже выставлены работы начала творческой деятельности группы «Литера А». А на втором этаже выставлены недавние работы. Как бы Вы, с точки зрения искусствоведа, определили разницу в художественном стиле, или в настроении, как передан дух времени в этих работах?
- Перед нами, действительно, живопись, ощущаемая в начале девяностых как бы на переломе между традиционным, классическим советским искусством и вот теми авангардными, или неоавангардными поисками, которые перелились в нечто такое, что сейчас мы наблюдаем, и то, что сегодня состоит предметом живописного начала. Может быть, меньшая жанровая проработка, меньший интерес к форме, меньший обостренный интерес к тематике определенной. Но уровень профессионализма, уровень отношения к картинной форме, он остается как самоценность. Вот в этом отношении мне кажется вполне достаточным отметить именно вот эту длящуюся черту. И вот этот фокус он просто позволяет нам отметить – да, что было раньше вызовом времени, сегодня стало его очевидной составляющей.
Василий Пивень, меценат
- Как Вы видите перспективы меценатства в нашем городе?
- Необходимо издать хорошие законы, которые бы позволяли любому желающему человеку перечислить определенную сумму денег и систему поощрения меценатов, чтобы можно было это делать.
Виталий Куликов, художник
- Что такое современное искусство, то, что называют Contemporary Art? Масса копий ломается по этому вопросу. Что Вы думаете об этом? Современное искусство – как бы Вы его определили?
- Мне очень нравится определение Альфреда Шнитке, я его полностью разделяю и всегда цитирую. На вопрос, аналогичный Вашему, он ответил очень просто. Он сказал, что современным искусством (он имел в виду музыку, конечно) является все, что сохранилось в записях, нотных, прежде всего, конечно. Абсолютно все востребовано, находится в обороте культурном. Я думаю, он абсолютно прав. А все остальное – это просто спекуляции. Contemporary Art – это просто современное искусство.
- То есть, то, что остается… А как же быть с такими формами, как перформансы, хеппенинги? Такие формы, которые долго не живут, но которые формируют некое высказывание, будоражащее общество, как быть с ними?
- Это форма высказывания, форма экспрессии. Но она не является изобретением нынешних поколений. Это извлечено из театра. Театральный синтез в своем составе имеет и перформанс, и инсталляции, и хеппенинги.
- Вы сейчас упомянули театр. Но вот мы не видели спектаклей Сары Бернар, Михаила Щепкина… Тем не менее, они вошли в историю искусства. Поэтому определение Шнитке у меня вызывает сомнение.
- Ну почему? Он имел в виду, пежде всего, музыку. Как она звучала в античные времена, мы не знаем. Можно только догадываться, потому что фольклор каким-то образом передает эту эстафету. Но, передавая, он ее трансформирует, искажает. Как она звучала мы не знаем. Но то, что записано крюками, или семью звуками, или двенадцатью звуками, это все время востребовано и востребуется. Мы же все время об этом говорим как о Contemporary. Мы говорим о Бахе, о Палестрине, считаем их своими современниками.
- Художник очень остро чувствует черты времени. Я Вам хочу задать такой вопрос: Вот 25 лет назад и сейчас, как бы Вы сформулировали, или попытались определить, что тогда было основным, и что является таковым сейчас?
- Ну тогда и сейчас – одно и то же. Хаос. Художники, вот эта группа ребят, тонко этовсе чувствуют. И в их работах невероятно много абсурда. Абсурда содержательного. Это интересно с точки зрения формы, талантливые ребята. Они являются, действительно, индикаторами времени.
- Что же, ничего не изменилось с тех пор? Может быть, какие-то детали, какие-то приметы времени?
- Мы стоим на месте. Какая-то своеобразная стагнация сформировалась. У власти одни и те же люди, они очень далеки от культуры. Это все фиксируется в произведениях. Но не напрямую. Ни одного критического реалиста нет в этой компании.
- Что бы Вы хотели пожелать молодым начинающим художникам?
- Овладеть ремеслом, овладеть речью. Что сказать, они, безусловно, найдут. К сожалению, развитие средств массовой коммуникации сейчас не благоприятствует тому, чтобы учиться по-настоящему. Молодые люди часто считают, что раз есть компьютер, есть интернет, и многое можно получить совершенно бесплатно и совершенно не напрягаясь, не работая. Я советую работать по-настоящему, овладеть изобразительной грамотой. По крайней мере, пока идет процесс учебы, в молодости. Она никому не мешала.
Закрытие выставки состоится 13 сентября 2012 года.
ФОТО, ВИДЕО: Леонид Сторожук