29 августа 2011 – 20:46
В предыдущем посте мы говорили о том, что готовность ребенка к школе определяется не столько тем, насколько он уже умеет читать, писать и считать, сколько его настроенностью, установкой на учение. Многочисленные исследования педагогов и психологов подтверждают, что позитивная установка первоклассников именно на учебу, на уроки характерна для успешных учеников. Часто говорят, что хорошая школа –…
читать дальше »
22 августа 2011 – 14:48
Готов ли Ваш ребенок к школе? Как определить уровень готовности ребенка к школе? Тестами, специальными заданиями? Проверками того, умеет ли ребенок читать, писать, считать? Честно говоря, у меня всегда вызывали сомнения такие проверки. Во-первых, потому что читать, писать и считать как раз и должна научить школа. Во-вторых, даже наличие этих умений у ребенка еще никак…
читать дальше »
12 августа 2011 – 17:23
«Культурный шок»? Когда лет 15 назад я готовился к своей первой научной стажировке в США, всех, кто должен был поехать впервые, собрали для специального тренинга, который назывался «Культурный шок». Нас, людей родившихся и выросших в СССР, готовили к резкой смене обстановки, к радикальному изменению образа жизни, пытались как бы заблаговременно адаптировать к новой среде, новому…
читать дальше »
9 августа 2011 – 10:00
В одном из предыдущих постов («Рожденные свободными») мы поставили вопрос: Разделяете ли Вы идею Симона Соловейчика о том, что главная цель современной школы – воспитание внутренне свободных людей? И какой должна быть школа, чтобы соответствовать этой цели? Я попробовал обратиться с этим вопросом к нынешним двадцатилетним. Ведь, с одной стороны, для них школа уже позади,…
читать дальше »
8 августа 2011 – 15:30
Мне и моим коллегам время от времени приходится слышать от родителей наших учеников: «Мой ребенок совсем не хочет учиться. Прямо не знаю, что мне с ним делать…». А мы, учителя, когда видим, что кто-то из ребят бездельничает на уроках и не выполняет домашние задания, обращаемся к родителям. Правда, однажды мне сказали: «Я отдал вам своего…
читать дальше »
4 августа 2011 – 18:11
Социальное программирование. Кем быть? В прошлом посте «Мальчики и девочки» мы говорили о том, как общество задает и программирует социальные роли по половому признаку. Например, я хорошо помню свои школьные годы, особенно перед окончанием школы, когда нужно было выбирать профессию, думать, где учиться дальше. Мне нравилась история, любил также и русский язык, и литературу. Даже…
читать дальше »
4 августа 2011 – 02:25
Кто, будучи в школе, не наблюдал ситуацию, подобную этой? Мальчишки, сломя голову, несутся по коридору, девчонки жмутся к стенам. Мне тоже не раз приходилось такое видеть. И, наверное, как и многих из вас, это вовсе не удивляло: такова, мол, природа, такова прирожденная мальчишеская и девчоночья суть! Эти мои убеждения несколько пошатнулись после того, как удалось…
читать дальше »
29 июля 2011 – 20:34
Возвращение в реальный мир «Цель воспитания одна – внутренняя свобода человека. Внутренне свободными людьми держится и развивается мир». Эти слова были написаны в 1994 году, в Манифесте газеты «Первое сентября» – «Человек свободный». Их автор – замечательный публицист, педагог и философ Симон Львович Соловейчик (1930 – 1996). В середине 1980-х Соловейчик положил начало новому научно-практическому…
читать дальше »
22 июля 2011 – 12:04
22 июля 1878 г. родился Януш Корчак (настоящее имя Эрш Хе́нрик Го́льдшмит) Детский врач по образованию, Януш Корчак в 1911 г. основал в Варшаве «Дом для сирот» для еврейских детей на улице Крахмальной 92, которым руководил до конца жизни. Корчак написал свыше 20 книг о воспитании, среди которых наиболее известные – «Как любить ребёнка» (1914)…
читать дальше »
21 июля 2011 – 14:03
Так называется одна из книг замечательного ученого, педагога и мыслителя Шалвы Александровича Амонашвили. Стержнем гуманистической педагогики Амонашвили является мысль о «воспитании любовью». А кто, кроме родителей, больше всего любит детей? Конечно же, бабушки и дедушки! Порой их любовь бывает безоглядна. Однако принцип гуманной педагогики заключается в том, что любовь к ребенку – не хаос, не…
читать дальше »