Три кита начальной школы
Готов ли Ваш ребенок к школе?
Как определить уровень готовности ребенка к школе? Тестами, специальными заданиями? Проверками того, умеет ли ребенок читать, писать, считать? Честно говоря, у меня всегда вызывали сомнения такие проверки. Во-первых, потому что читать, писать и считать как раз и должна научить школа. Во-вторых, даже наличие этих умений у ребенка еще никак не говорит о том, как он настроен по отношению к школе, что считает в ней основным.
Многолетние психологические исследования первоклассников привели к выводу о том, что готовность или неготовность к школе довольно точно определяется тем, что дети считают главным, ценным, достойным.
Попробуйте спросить своего ребенка и детей из его окружения о том, что им нравится или не нравится в школе. Можно получить довольно широкий спектр ответов, например: «Нравится, что мы все гуляем, играем», «Нравится, что бывают каникулы», «Нравится математика и чтение. Не нравится пение, потому что на этих уроках шумно» и т.д.
Как правило, готовые к школе дети отмечают то, что и мы, взрослые, считаем главным в школе: уроки и учение. Конечно, можно подумать, что дети просто стараются подыграть нам, взрослым, давая те ответы, которые взрослые от них ожидают. Однако, специалисты считают, что это не так. Их точка зрения заключается в том, что дети доверяют нам, взрослым. Ведь это мы считаем главной задачей школы именно учение. А среди учебных предметов выделяем три основополагающих – чтение, грамматику, счет.
Буратино и первоклассник
Давайте вспомним, как Мальвина пыталась научить арифметике Буратино.
– У Вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
– Врете, ни одного…
– Я говорю, – терпеливо повторила девочка, – предположим, что у Вас в кармане два яблока. Некто взял у Вас одно яблоко. Сколько у Вас осталось яблок?
– Два.
– Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился – так здорово подумал.
– Два…
– Почему?
– Я же не отдам некту яблока, хоть он дерись!
– У Вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка».
А теперь обратимся к реальному диалогу первоклассника с психологом-исследователем, который описала Галина Цукерман:
– Зачем тебе уроки математики? – допытывалась я у ребенка, который считает блестяще «до скольких хотите, до тех пор, пока вам не надоест меня слушать». – Ты же и так можешь решать задачи для третьего класса!
– Но есть же еще такие задачи, которые я не умею решать! Для 5 класса, может быть.
– Вот и начинай ходить на уроки математики через 5 лет. А пока погуляй, почитай на этих уроках. Хочешь?
– Нет, мне математика очень нравится, там все интересно!
Если сравнивать два этих диалога, то нетрудно заметить разницу.
В первом, вымышленном, замечательный писатель А.Н. Толстой очень тонко подметил и описал характерную черту детского мышления – его конкретность, буквальность, неумение понять переносный смысл. Кстати, интересно, что гениальному поэту Владимиру Маяковскому, по свидетельству многих его биографов, первое знакомство с арифметикой тоже давалось нелегко. Володя Маяковский блестяще учился в гимназии, но ему, выросшему среди обилия фруктов, очень трудно было понять, зачем нужно считать яблоки и груши? Ну ладно, он был готов признать действие сложения применительно к фруктам, но зачем их было вычитать – это решительно не понималось!
Во втором диалоге, психолога с первоклассником мы видим совершенно иное отношение к математике – «Но есть же задачи, которые я еще не умею решать!» Нетрудно заметить, что в этой реплике выражена установка: «Я еще не умею, но я смогу научиться, и именно то, что смогу делать то, чего раньше не умел, мне очень интересно!»
Когда ребенок становится школьником?
Как же определить, принял ли Ваш ребенок новую позицию – позицию школьника– или же пока остается на прежнем, «детсадовском», уровне?
Когда в речи ребенка, который рассказывает Вам о своих школьных делах, начинают звучать слова: «Я узнал! Я наконец-то понял! Я теперь могу, у меня уже поучается!» – это значит, что ребенок уже действительно стал школьником. Даниил Борисович Эльконин, замечательный детский психолог, считал, что мотивы самосовершенствования – единственная адекватная мотивация учебной деятельности младших школьников: «Позиция школьника – это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя».
Однако здесь есть одна существенная оговорка – ребенок не приходит в школу с установкой на самоизменение – мотивы самоизменения должны зародиться именно в ходе обучения.
Чтение, письмо, счет воспринимаются первоклассниками как «главные предметы» вовсе не потому, что они не любят петь, играть, рисовать, соревноваться на спортплощадке. Очень даже любят! Но это они делали и до школы, в детском саду, дома, во дворе…
А вот эти «три кита» начальной школы – чтение, письмо, счет – воспринимаются ими как чисто школьные предметы. Узнал, научился, понял – эти события внутренней жизни для маленького первоклассника способна сделать главными именно школа.
Но значит ли, что само пребывание ребенка в школе приведет к тому, что Буратино научится выходить за рамки буквальных понятий и видеть в каждой новой ситуации именно существенные черты? Думаю, что нет. Здесь многое зависит от того, как организовано обучение в школе и какие именно ценности и установки передаем нашим детям мы, родители.
А что думаете Вы?