Одиночество в сети
В предыдущем посте я затронул тему общения взрослых с детьми. Продолжая дальше, невозможно не сказать о том, как изменяется наше общение, да и жизнь в целом, в эпоху «информационного взрыва».
Сегодня утром, как обычно, проверял свою электронную почту и заглянул в одну социальную сеть, в которой зарегистрирован уже три года. В этой сети можно увидеть почти всю мою школу, ее выпускников и многих учителей. Заходишь в нее и попадаешь как бы на широкий «Невский проспект» – сразу видишь, кто прогуливается в режиме онлайн, узнаешь новости, просматриваешь интересное видео, фотографии, рисунки…
На одной из дружественных «стен» мое внимание привлекла такая надпись (сохраняю стиль, орфографию и пунктуацию автора): «блин, скажите стремно ночью сидеть за компом пока родители спят…….. и бояться каждого шороха!!!!». А дальше, в комментариях под этой надписью следовал диалог двух семиклассниц, закончившийся фразой: «УУРРРРРРРРРРРРРРАААААААААААА )))))))))) МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ МЫ НЕ СПАЛИ ВСЮ НОЧЬ!!!!!!!!)».
Время появления этой заключительной надписи – 6:18 утра.
Представьте себе картину: глубокая ночь, в разных концах огромного города в темных комнатах перед мерцающими мониторами своих ноутбуков сидят девчонки и прислушиваются к каждому шороху, тихонько набирая тексты своих сообщений. Все это с одной целью – доказать, что «мы можем сделать это!». Кому?..
Конечно, можно сказать, что все это – типичный пример подросткового самоутверждения. Пожалуй, соглашусь. Однако, думаю, здесь есть еще что-то. Когда-то мне пришлось услышать от известного психолога Адольфа Хараша, что базовая человеческая потребность – это потребность в подтверждении собственного бытия. Для ясности приведу элементарный пример: когда мы говорим по телефону, то, слушая нашего собеседника, произносим какие-то слова или просто издаем некие звуки, единственным назначением которых является демонстрация нашего присутствия: да-да, я здесь, я тебя слушаю…
И я подумал, а не является ли такое повальное увлечение социальными сетями поиском вот того самого «подтверждения собственного бытия», о котором говорил Хараш? Причем, контингент пользователей весьма разнообразен как по возрасту, так и по социальному положению, хотя преобладает именно молодежь, начиная, примерно, лет с 10. Многие сети не позволяют регистрироваться детям до 13 лет, но этот запрет легко обходят, добавляя себе годик-другой. Может быть, дефицит в удовлетворении этой базовой потребности и есть то, что заставляет, едва проснувшись, включать компьютер, смотреть, что там, в виртуальном мире, случилось за прошедшую ночь? А потом, придя из школы – снова погружаться в нескончаемое общение со знакомыми и незнакомыми людьми?
Честно говоря, я не знаю, хорошо это или плохо, что миллионы подростков проводят уйму времени в социальных сетях. Можно было бы сказать: «Однозначно плохо! Ведь они бы могли в это время делать уроки, или заняться еще какими-то полезными делами».
Однако, как учитель, я знаю, что каждый день мне пишут мои ученики, спрашивая о домашних заданиях. Выпускники, уже ставшие студентами, просят проконсультировать при подготовке к семинару, экзамену, курсовой работе… А часто просто спрашивают:
– Как дела, все ли в порядке?
– Хорошо? Класс! У меня тоже все в порядке!
Что это? Снова «подтверждение собственного бытия»?
В этой заметке я затронул только одну сторону нашего общения в виртуальном мире. А что думаете вы? Какие проблемы современного информационного общества хотели бы вынести на обсуждение?