«Дважды два = икс?» Фото. Видео
Когда-то в Харькове, в 1960-ые -70-ые годы, в здании бывшей гимназии (настоящей, еще с тех времен!) находилась школа №17. Во дворе этой школы был маленький домик, в котором разместились психологи из пединститута и университета – они проводили на базе этой школы свой эксперимент.
Суть его заключалась в том, что детей с первого класса, как они считали, можно и нужно учить совершено не так, как это делалось в традиционной школе. Правда, за все предметы сразу психологи не брались, а сосредоточились на двух – математике и лингвистике. Группой математиков руководил Феликс Григорьевич Боданский, а с лингвистикой, на материале русского языка, работал Владимир Владимирович Репкин.
Лаборатория
Называлось все это довольно скромно – «Лаборатория учебной деятельности младших школьников». Наверное, сейчас бы это назвали чем-то вроде «Центра исследований новых учебных технологий», как-то так. Но тогда еще таких слов не знали, а просто тихо и без лишнего шума занимались наукой – педагогической психологией. И, надо сказать, не случайно именно в Харькове возникла такая исследовательская группа – ведь здесь некогда плодотворно работала Харьковская психологическая школа, которую теперь знают во всем мире. Тесные отношения с харьковчанами поддерживал и молодой, гениальный психолог Лев Выготский, которого потом американские ученые назовут «Моцарт психологии». Здесь некоторое время жили и работали Алексей Леонтьев, Петр Гальперин, Александр Запорожец. Последний, кстати, был еще и актером в знаменитом театре Леся Курбаса «Березиль». А Выготский, будучи уже известным ученым, даже стал студентом Харьковского медицинского института, чтобы потом профессионально заняться изучением деятельности мозга.
К сожалению, жизнь Льва Выготского оборвалась очень рано. Но его идеи во многом воплотил его друг и коллега Александр Лурия. Времена были нелегкие, но, к счастью, машина сталинских репрессий не раздавила никого из плеяды этих замечательных ученых. Правда, работы Льва Семеновича Выготского не издавались около тридцати лет, и только в 1960-ые годы начался ренессанс идей Выготского в психологии. Этому немало способствовали и Алексей Леонтьев, и младший друг и ученик Выготского Даниил Борисович Эльконин. У них, в свою очередь, подрастали свои ученики – Василий Давыдов и Владимир Репкин.
1960-ые – особенное время не только в бывшем СССР, но и во всем мире. Увлеченные захватывающими идеями молодые ученые считали, что они могут изменить сознание и мышление людей, сделать мир добрее и мудрее. И начинать надо со школы! К тому, в это время вышла статья талантливого философа Эвальда Ильенкова «Школа должна учить мыслить». Так возникло уникальное сообщество ученых: бывшие фронтовики, прошедшие войну – Д.Б. Эльконин и Э.В. Ильенков; молодые исследователи, недавние выпускники философского факультета МГУ (психологического тогда еще не было) В.В. Давыдов и В.В. Репкин, учитель математики и истории из Харькова Феликс Боданский… – стали ядром нового направления в психолого-педагогической науке, которое потом получило название «Развивающее обучение» – РО.
Но для того, чтобы осуществить этот эксперимент, необходимы были и учителя, и, конечно же, дети. Вот так и возникли базовые экспериментальные школы – 17-ая в Харькове и 91-ая в Москве.
Снимается кино!
Однажды в 17-ую зашел по своим делам энергичный молодой человек – Александр Дусавицкий. Кажется, если я не ошибаюсь, у него там учился сын. То, что увидел Дусавицкий на уроках, поразило его, и он решил об этом сделать фильм. Этот фильм, снятый на Харьковской студии телевидения – «Дважды два равно икс», произвел довольно сильное впечатление, его показывали по Центральному ТВ, много раз цитировали. Насколько я помню, он даже получил приз на фестивале документального кино. К сожалению, в сети нет никакой информации об этом фильме, да и его самого не было. Теперь вот есть, и его можно посмотреть.
В ходе съемок фильма Александр Дусавицкий настолько увлекся развивающим обучением, что бросил свою прежнюю работу, засел за диссертацию, защитил кандидатскую, потом докторскую, и сам стал известным ученым, немало сделавшим для теории и практики развивающего обучения. К сожалению, в октябре2012 года Александр Константинович ушел из жизни…
Меня всегда поражала щедрая, разносторонняя одаренность этих людей, они не замыкались только в науке – музыка, поэзия, театр, резьба по дереву… Один из них, Григорий Кузьмич Середа, запомнился мне, младшеклашке 60-х, тем, что великолепно рассказывал о Ричарде Львиное Сердце. Как-то он, очень красивый молодой человек, с густой темной шевелюрой, пришел к нам в школу №4, что на Лермонтовской, и буквально заворожил всех, рассказывая своим неподражаемым баритоном захватывающие истории. Я, конечно, и понятия не имел, кто это. И только потом, через много лет узнал, что это был Григорий Кузьмич Середа, создавший новую теорию памяти. К сожалению, и Григория Кузьмича уже нет среди нас – он трагически погиб в 1995 году за день до своего семидесятилетнего юбилея – не мог отказать в помощи, о которой его попросили люди на дороге.
Не дожил до наших дней и Василий Васильевич Давыдов – он скончался от сердечного приступа в далеком сибирском Кагалыме, куда прилетел читать лекции учителям и работать с ними:
«Мы смертны,
Но только Бессмертный Кащей
Считает, что это в порядке вещей»
(Рената Муха).
Полистаем книжку Дусавицкого «2 х 2 = Х?»
«Урок во втором классе. На доске – числовая ось. Девочка построила ее, откладывая вправо от нуля положительные величины, влево – отрицательные.
- А теперь скажи, Таня, можно ли считать нуль самым маленьким числом? – спрашивает учительница.
- Нельзя, конечно, – слегка удивляясь вопросу, отвечает она.
- Почему же нельзя?
- Потому что нуль меньше всех положительных чисел, даже самых маленьких. Но больше всех отрицательных.
- Допустим. А какое самое маленькое число? Можешь сказать?
Таня пытается сразу ответить, но, как бы спотыкаясь, останавливается. Она на мгновение даже крепко-накрепко зажмуривает глаза, чтобы сосредоточиться.
- Нет, самых маленьких чисел нет, – убежденно говорит девочка. Даже, если самые далекие отрицательные числа, так все равно, есть еще меньше…
- Олег, а вообще, что такое нуль?
Теперь у той же доски с числовым лучом стоит мальчик в рубашке, запачканной мелом. Ему задан вопрос, на который и ученикам постарше трудно ответить.
«Что такое нуль?..» Текут долгие томительные секунды, пауза затягивается. И взрослые, умудренные опытом жизни люди, наблюдающие за этой сценой, начинают волноваться. Мальчик думает, об этом зримо свидетельствуют его отрешенные глаза, непроизвольное движение пальцев.
- Нуль – это граница между положительными числами.. и отрицательными числами…
Все! Камера выключена, все облегченно вздыхают, режиссер удовлетворен. Эпизод, о котором мы рассказали, – из документального фильма «2 х 2 = Х». Требовалось показать зрителю, как новый метод обучения развивает мышление ребенка. На экране уже побывали сложные схемы фонемного анализа, многоэтажные уравнения, с которыми легко справлялись девятилетние дети, эксперименты с физическими приборами. Промелькнули цифры контрольной – соревнование по языку между малышами и старшеклассниками и даже студентами пединститута.
Но психолог с экрана все твердил:
- И все-таки цифры – это не главное.
- А что же главное? – спрашивал диктор.
- Главное, что они начинают творчески мыслить, – звучал ответ.
И чтобы показать на экране сам процесс творчества, режиссер потребовал: «Задайте им вопросы принципиально для них новые по математике, языку. Хитрые вопросы…»
Попробуйте творчески мыслить в присутствии группы кинооператоров, осветителей, авторов эксперимента, когда камера – не скрытая, а самая что ни на есть громоздкая, на колесах, – нацелена на тебя светлым огоньком. Волновались все: получится ли, смогут ли дети творчески работать в такой обстановке? Получилось! Смогли!
Одна из самых длинных в документальном кино пауз оказалась, как впоследствии писали кинокритики, самым ярким кадром этой небольшой ленты. Оказывается, нет ничего интереснее, чем наблюдать, как человек, в данном случае маленький человек, творчески мыслит»
(стр. 147-148)
Посмотрим фильм
Во втором сюжете этого видео показан фрагмент урока Раисы Федоровны Пальчик в школе №4, в которой продолжила работу Лаборатория после того, как 17-ую закрыли.
Прошло тридцать лет…
Герои этого фильма выросли, некоторые живут в Харькове, многие в других странах. Недавно наткнулся на репортаж, в котором рассказывается об этих ребятах: «Тридцать лет спустя. Бывают ли одноклассники после выпускного?»
Теперь у меня появилась мечта – сделать фильм «Дважды два равно икс. Сорок лет спустя». Успеть бы…
******************************
Использованы фото с сайтов:
http://www.voppsy.ru/se4.htm
http://www.voppsy.ru/issues/2004/041/041003.htm
http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=401&op=bio
http://psyhistorik.dreamwidth.org/?tag=%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%BF.%D0%B8./zinchenko+p.i.
http://kharkov.vbelous.net/psychol/sereda-2.htm