Образование 1.0, или о правилах и запретах
В этом посте я выполняю данное мной ранее обещание рассказать о перспективах развития образования в ближайшие десятилетия с точки зрения моего друга, профессора педагогики из Филадельфии, Юджина Матусова.
Для начала, давайте поразмыслим над тем, что у нас происходит сегодня. Причем, когда я говорю «сегодня у нас», то имею в виду не только Украину и не только день сегодняшний, а ту систему образования, которая сложилась в Европе в эпоху Нового времени и является, с некоторыми вариациями, доминирующей в современном мире. В новейших педагогических исследованиях эту систему называют Образование 1.0.
Конечно, заявленная проблема требует серьёзного научного анализа, что, собственно, и начал делать Юджин Матусов, работая над книгой «Образование для личностного развития. Образование 2.0».
Приведу описание нескольких конкретных ситуаций, которые, как я думаю, дают пищу для размышлений.
В предисловии к своей новой книге Юджин Матусов рассказывает о том, как однажды после уроков увидел девочку-второклассницу, которая выполняла домашнее задание по математике. Он заглянул в ее тетрадь и увидел, что она написала «57 – 8 = 78». Юджин, обратив внимание девочки на числа 57 и 78, сказал с улыбкой: «Это странно. Ты вычитаешь из 57 и получаешь большее число. Мне нравится твоя странная математика. Если у меня, например, есть 5 конфет, и я дам тебе 3, то у меня останется 10 конфет. Я был бы счастлив, если бы такая замечательная математика была правдивой!».
Девочка посмотрела на Юджина, улыбнулась и сказала: «Я сделала все точно так, как показала нам наша учительница». Юджин ответил: «Я не знаю, что рассказывала и показывала вам ваша учительница, но это выглядит странно, волшебно и совершенно невозможно для меня. А что ты думаешь?». Девочка прекратила улыбаться и сказала: «Я должна делать так, как нас научили. Иначе у меня будут проблемы, и учительница накричит на меня». Девочка не стала делать никаких исправлений в своей тетради и продолжила выполнять другие задания.
Автор так комментирует этот эпизод: «Проблема не в том, что учитель неправильно или плохо учит (надеюсь, что это не так!), а в том, что для этой девочки школьная математика воспринимается как некий авторитарный ритуал, в который она вовлечена и который исключает всякую возможность собственного суждения и понимания».
Профессор Юджин Матусов рассказал об этом случае с девочкой своим студентам. Они, конечно же, поинтересовались, исправил ли он ошибку девочки, сказав, как надо правильно действовать? Юджин ответил, что после того, как дети закончили выполнять домашнее задание, он вместе с ними поиграл в Монополию. Эта игра требует довольно сложных для маленьких детей математических вычислений. Дети время от времени просили Юджина помочь посчитать баллы, и Юджин делал это, попутно объясняя логику своих действий. Затем все вместе проверяли правильность подсчетов. Т.е., Юджин не стал исправлять домашнее задание девочки. Некоторые студенты были огорчены тем, что их профессор педагогики не настоял на том, чтобы девочка исправила неверно выполненное домашнее задание. Для них эта история осталась без счастливого конца, ожидаемый хэппи энд не состоялся…
Через некоторое время профессор Матусов задал своим студентам, будущим учителям, вопрос: «Почему 1/2 +1/3 равняется 5/6, а не, предположим, 2/5?». Большинство студентов ответило так: «Потому что существует правило!».
Юджин спросил, почему нет другого правила, более простого, например, сложить числитель с числителем и знаменатель со знаменателем?
Студенты чаще всего отвечали, что это неверное правило. «Но что делает это простое правило неверным?» – не унимался Юджин. Они отвечали, что если применять это простое правило, то можно провалиться на экзамене. Когда же Юджин спросил, почему нельзя разделить 5 на 0, студенты обычно отвечали: «Это запрещено!».
«Кем запрещено?» – спрашивает профессор.
Часто в таких случаях студенты начинали нервничать и сердиться на своего профессора.
Можно было бы привести и другие примеры подобного рода, но на этом, пожалуй, остановлюсь. И так уже появились вопросы, которые бы хотелось обсудить с вами, дорогие читатели.
Как вы думаете, правильно ли поступил Юджин, когда не стал исправлять неверно выполненное девочкой задание по математике? Как бы в подобном случае поступили лично Вы?
Вы, наверняка, заметили нечто общее в отношении к знаниям девочки-второклассницы и студентов-будущих учителей. Как Вы думаете, чем можно объяснить эту общность?
Приходилось ли Вам попадать в подобные ситуации? Как Вы действовали?
Как Вы думаете, почему описанные ситуации характерны для Образования 1.0, направленного на усвоение знаний, умений, навыков, жестких правил? Какие еще характерные черты Образования 1.0 Вы можете привести?
Ваши ответы на эти вопросы помогут разобраться с тем, какие положительные и негативные черты имеет нынешняя, доминирующая в мире система образования. Вместе с Вами мы попытаемся подойти к теме образования для будущего – Образования 2.0. До встречи в следующем посте!