Школа фандрейзинга для учебного заведения, или как школьный сайт может помочь привлечь спонсорские средства
«Людям становится лучше, когда они служат другим. Самый важный плюс – это удовлетворение, которое они получают. Духовное, моральное, психологическое… Добровольные акты сотрадания и действия на благо будут всегда. Во всех обществах» – пишет Роберт Пейтон в книге «К философии фандрейзинга».
Фандрейзинг необходим некоммерческой организации как бензин – автомобилю. Но не стоит отождествлять фандрейзинг исключительно с процедурой сбора средств: излишняя рациональность в этом вопросе не приведет к хорошему результату. Фандрейзинг (от англ. «найти средства») = френдрейзингу (от англ. «найти друзей»). Другими словами, фандрейзинг прежде всего предполагает организацию эффективной, открытой и прозрачной коммуникации со спонсорами, которые могут поддержать работу организации.
Если же говорить более конкретно о фандрейзинге для учебных заведений средней школы, то следует обратиться к новому пособию нашего партнера Луганской общественной организации «Восточноукраинский центр общественных инициатив» под названием «Интернет и новые возможности по привлечению дополнительных ресурсов для школы». Книга издана в рамках проекта «Интернет-окно для привлечения ресурсов для школы» при поддержке Отдела прессы, образования и культуры Посольства США в Украине. Предлагаем нашим читателям и пользователям ознакомиться с выдержками из данного издания.
Фандрейзинг в эпоху интернета
Фандрейзингом называют комплекс различных методов и процедур поиска дополнительных ресурсов для осуществления социально-значимых проектов, осуществляемым, в частности, школой. Немало отечественных учебных заведений могут похвастаться успешной практикой в развитии альтернативной системы самофинансирования, активным внедрением инновационной деятельности по привлечению внебюджетных средств.
Вместе с тем, опыт США показывает, что повышение финансовой жизнедеятельности школ происходит при активном использовании сети интернет. Всемирная паутина помогает выполнять фандрейзингу задачи дешевле и быстрее. Сегодня для украинских школ интернет не является диковинкой, однако применение его возможностей в фандрейзинге – довольно редкое явление. По крайней мере, то учебное заведение, которое стремится быть конкурентоспособным и иметь привлекательный имидж, идет в ногу со временем, рано или поздно начинает пользоваться этим неограниченным информационным источником и ресурсом для деятельности. Тем более что сегодня каждое учебное заведение Украины может бесплатно создать сайт, обратившись к команде проекта «EDUkIT»: достаточно заполнить заявку на странице www.edukit.org.ua и уже на следующий день начать пользоваться собственным интернет-представительством.
Как привлечь спонсорские средства?
Особый интерес представляет изучение популярных методов и стратегий фандрейзинга средних школ США. Наиболее традиционными методами являются:
- личные просьбы;
- обзвоны;
- обращения-письма к компаниям, фондам и индивидуальным донорам;
- специальные мероприятия;
- заявки на грант;
- прибыль (торговля товарами или платные услуги) и т.п.
Но современные информационно-коммуникационные технологии открыли новые перспективы для фандрейзинговых видов деятельности. Интернет стал быстрым, достаточно дешевым и действенным средством для привлечения дополнительных ресурсов в пользу учебного заведения. Использование интернета школами нацелено на установление тесных, надежных и оперативных связей между образовательным учреждением, его партнерами и благотворителями. Доказательством этого является успешный опыт школ США.
На сегодняшний день существуют следующие основные направления использования интернета школами США для привлечения дополнительных ресурсов:
- поиск информации;
- коммуникация;
- продвижение;
- партнерство с бизнес-сектором;
- сбор средств посредством сайта школы.
Несомненно, сайт позволяет привлекать дополнительные средства в пользу школы. Доказательством этому есть яркие примеры коммуникации с благотворителями школы через специально созданные разделы или подразделы на сайтах учебных заведений США.
Примеры лучших практик
- В разделе для благотворителей школы отдельно размещают письмо-обращение к потенциальным спонсорам. Данное письмо состоит из информации о целях школы, в нем объясняются причины необходимой поддержки (потребности образовательного учреждения), привлекательность и польза жертвования для спонсора. К письму прилагается описание механизма перечисления средств или предоставления неденежной помощи, данные контактного лица.
- В США широко развито волонтерство. Оно является неотъемлемой частью жизни общества. Есть множество преимуществ, которые может получить школа, привлекая волонтеров: от решения части финансовых проблем до обеспечения новыми интеллектуальными ресурсами. Ряды волонтеров школы всегда должны пополняться, ведь учебное заведение живет активной творческой жизнью и постоянно нуждается в новых человеческих ресурсах. В качестве добровольцев выступают различные категории лиц, а это, в свою очередь, требует выбора различной мотивации и построения отношений с ними. Их привлечение происходит разными путями, в том числе и средствами интернета, через сайт школы. Волонтерами школы часто выступают ее выпускники.
- Непосредственно через сайты школы США также собирают средства. Для этого они устанавливают цифровые «ящики для пожертвований», размещая реквизиты школы для получения пожертвования на кредитную карту или через виртуальные платежные интернет-системы. Такой «ящик для пожертвований» выглядит как он-лайн анкета, в которой описаны особенности заполнения и перечисления средств и размещены рубрики для внесения данных спонсора (фамилия, имя, почтовый и электронный адреса и т.п.). Очень часто она выведена горячей кнопкой на главной странице.
- На школьных веб-ресурсах США встречается практика размещения списка материальных предметов (так называемый виш-лист, wish-list), в которых существует потребность. Часто, в случае дарения не новых вещей, – это очень удобный способ для учебного заведения получить в дар оргтехнику, мебель и многое другое в хорошем состоянии, пополнить фонды школьной библиотеки и тому подобное.
- Очень важный момент в фандрейзинге – выражение благодарности спонсору за потраченное время и предоставленную помощь. В большинстве случаев высказывания слов благодарности школьным благотворителям оформлено отдельной рубрикой сайта.
- Достаточно популярным среди школ является метод сбора средств, который сосредоточен на «событиях». Фандрейзинговые мероприятия являются прекрасным средством для работы с родительской общественностью, местными бизнес-структурами и другими жителями общины. Сегодня многообразие таких специальных мероприятий очень широк: атлетические соревнования, школьные драматические и музыкальные спектакли, обеды со знаменитостями, новогодние благотворительные балы, выставки, аукционы, гала-концерты и тому подобное. Причем от имени школы организаторами специальных мероприятий часто выступают родительские благотворительные организации и ученическое самоуправление.
Зарубежная школьная практика фандрейзинга невозможна без активного использования средств интернета. Представленные выше примеры – лишь небольшая часть ценного наследия работы школ США в этом направлении.
Как изменить сайт, чтобы сделать его более привлекательным для спонсоров?
Предлагаем придерживаться следующего алгоритма действий:
Шаг 1. Изучаем сайт с позиции спонсора и редактируем имеющуюся информацию в уже существующих разделах | |
Шаг 2. Собираем и обобщаем информацию об истории благотворительной помощи для школы | |
Делаем выбор: | |
ВЫБОР № 1. Создаем отдельный раздел для благотворителей | ВЫБОР № 2. Дополняем существующие разделы информацией для благотворителей |
Шаг 3. Определяем цель создания раздела и его структуру | Шаг 3. Определяем, к каким из существующих разделов будем добавлять целевую информацию |
Шаг 4. Обеспечиваем обсуждение концепции и структуры раздела | Шаг 4. Внедряем эти изменения, распределив предварительно ответственных за подготовку материалов |
Шаг 5. Распределяем ответственных за подготовку материалов для раздела | |
Шаг 6. Внедряем изменения на сайте и оповещаем своих спонсоров | |
Проводим работу по повышению посещаемости своего сайта |
Фандрейзинг в Украине
Школьная практика показывает, что успешная организация фандрейзинговой деятельности на местном уровне предусматривает построение партнерских отношений с различными неправительственными фондами и организациями, бизнес-структурами, поддержку инициатив совета попечителей, родительских организаций и ученических самоуправлений, привлечение выпускников и жителей общины, поступления от грантов.
Когда мы говорим о грантах, то невозможно не упомянуть крупнейший международный фонд, который работает в Украине с 1990 года. Фонд «Відродження» видит свою миссию в том, чтобы финансово и организационно способствовать развитию демократического общества в нашей стране путем поддержки значимых гражданских инициатив. За время своего существования Фонд предоставил многочисленным негосударственным организациям, издательствам, научно-образовательным и просветительским учреждениям грантов на сумму более 100 миллионов долларов.
Отдельно следует сказать об образовательной программе Фонда, которая направлена на достижение системных изменений в образовательной сфере Украины, приближающим нашу страну к лучшим европейским практикам и преобразующим в средство формирования гражданского общества. Нам довелось лично познакомиться с директором программы Георгием Касьяновым и менеджером программы Еленой Заплатинской. Их открытость к общению и сотрудничеству, которые продемонстрировала наша встреча, подтверждают основные принципы работы «Відродження» – прозрачность в работе и готовность к партнерству.
С более подробной информацией о доступных грантах образовательной программы можно ознакомиться на официальном сайте Фонда.
Таким образом, школьный сайт может стать большим помощником школе в привлечении благотворителей. Для этого необходимо хорошо поработать над его смысловым наполнением. Командный принцип работы и смелость во внедрении новых подходов в работе помогут сделать школьный сайт привлекательным для спонсора и сработают на положительный результат по привлечению дополнительных ресурсов в пользу школы.