Должна ли школа воспитывать?
В одном из предыдущих постов («Рожденные свободными») мы поставили вопрос:
Разделяете ли Вы идею Симона Соловейчика о том, что главная цель современной школы – воспитание внутренне свободных людей? И какой должна быть школа, чтобы соответствовать этой цели?
Я попробовал обратиться с этим вопросом к нынешним двадцатилетним. Ведь, с одной стороны, для них школа уже позади, но, с другой, все еще свежи воспоминания о ней.
Первой откликнулась моя хорошая знакомая Даша, ей двадцать лет, она студентка, изучает графический дизайн. Даша ведет свой «Живой журнал» и начала обсуждать эту тему со своими друзьями. Мне обсуждение показалось очень искренним и интересным. Как я думаю, и сама Даша, и ее друзья принадлежат тому поколению внутренне свободных людей, разговор о котором шел в упомянутом выше посте.
Здесь я привожу только несколько, с моей точки зрения, ключевых мнений, без изменений и с сохранением стилистики «Живого журнала», не претендуя ни на какое обобщение или статистическую значимость.
Даша
Воспитание свободного человека – хорошо звучит – а как на деле? И как этого свободного человека заодно воспитать человеком ответственным?
Меня пугает и раздражает современная идеология вроде «делай что хочешь и будь счастлив» – очень уж часто вся эта свобода, беспрепятственное самовыражение и все такое прочее оборачивается безответственностью, нерешительностью, личным счастьем и комфортом как самоценностью – а честь, а долг, а самопожертвование?
В общем-то, я в большой степени вообще против того, чтобы школа лезла в воспитание.
Дело школы – дать базовые знания, и более ничего.
Ценность «быть свободным человеком и жить осмысленной жизнью» я усвоила из кружка старших друзей (почти ровесников родителям) с одной стороны, литературы – с другой, ну, и семья сыграла, конечно.
Школа – тюрьма, в которой декларируются ценности прямо противоположные – будь как все, действуй вместе с коллективом, будь конформен, изворачивайся, ври, выполняй формальности, и выиграешь, потому что тут все лицемеры, а истина никому не нужна. В общем, она сыграла роль противовеса – что угодно только не как в школе.
Отдельные учителя составляли счастливое исключение, и их даже было довольно много – но ключевой роли в моей жизни они не сыграли, а вот the Wall школьного воспитания, видимо, запомнится мне навсегда.
В большой степени школа – это худшее, что со мной случалось.
Единственный путь, по-моему – это работать над тем, чтобы учителя качественно учили, давали знания, логично, последовательно, терпеливо.
А там уже если у кого-то сложатся личные отношения с учениками, то прекрасно; нет – тоже прекрасно.
Нравственное воспитание возможно одним единственным образом – личным примером. Нельзя научить внутренней свободе, если ты сам несвободен. Пока у нас в школьном образовании преобладают несчастные люди, которых не устраивает их жизнь – нельзя разрешать им даже пальцем касаться этических вопросов. Пусть сначала с собой разберутся.
Друзья Даши
bekabaka
- А мне сейчас очень жаль, что я пропустил в школе эту возможность построения коллектива со случайными людьми, следовал только формальным правилам функционирования системы, ни разу не переходя на личности ни с одноклассниками, ни с учителями.
В том-то и дело, что я вижу недостатком школы именно то, что в неё можно дикарём войти – дикарём выйти, причём неудачные попытки навязывания социализации только усугубляют ситуацию. Чтобы социализация не раздражала, её надо не исключать, а наоборот. Чтобы не раздражать, она должна быть успешной, а значит ей должно быть уделено намного больше внимания, сил и средств. Детей нельзя выпускать из школы дикарями, не сама социализация, а её неудача калечит их.
grattoir
Сразу отмету свободу. Штука это плохо определяемая, как ей учить – вообще не понятно, поэтому ставить это главной целью школы, как по мне, крайне странно.
По поводу образования – тут все очевидно неочевидно. Идеи менять школьную программу и методику появляются с заядлой регулярностью и… ни к чему хорошему пока не приводят.
Ну и наконец, что касается воспитания. Очевидно, что воспитывать ребенка нужно, очевидно, что главная роль в этом процессе принадлежит семье. И понятно, что семья часто не справляется. Откуда еще может идти воспитательный фактор? От других людей – близких априори (родственники, коллеги взрослых) и случайных знакомых (соученики, приятели по двору, компьютерным играм, кружкам, секциям, случайные взрослые). От информационных источников – книги, фильмы, игры, интернет.
Если родители справляются, если вокруг адекватное окружение (а значит, с большой вероятностью, те же самые родители адекватно подобрали школу, кружки) – то воспитательный фактор от учителей, может, и не нужен. Полагаю, это твой случай – тебе было слишком много воспитательности в жизни.
Но если исходные данные другие, то уж лучше пусть будет воспитывать школа (и, кстати, в этом случае вполне можно ожидать сопротивления принудительному воспитанию).
Вот такие три мнения людей, хорошо знающих друг друга, имеющих много общего, но, как видим, опыт школьной жизни и его осмысление у каждого – свое.
А что думаете Вы?