«The more I give to thee, The more I have» – «Чем больше я даю, тем больше я имею» ВИДЕО
Возможно ли, в наше время информационных технологий жить без знания иностранных языков?
Мир глазами человека, способного не только увидеть, но, главное, услышать и понять всю красоту, особенность и неповторимость новой страны, литературного произведения будет неполным, если он не владеет английским языком, который стал языком международного общения.
Татьяна Булгакова, директор центра иностранных языков «Interlink», рассказывает о своем представлении преподавания и обучения студентов, о призвании учителя, о счастье, о себе.
Живой интерес, талант, мастерство и самое главное индивидуальное внимание каждому является основной чертой центра Татьяны Булгаковой.
– Представьтесь, пожалуйста. Кто Вы по профессии?
Татьяна Булгакова- директор центра иностранных языков «Interlink»
– Как давно Вы работаете в этой сфере?
Преподавателем английского в «Interlink» я работаю уже 18 лет. Из них 5 лет я веду группу интенсивного обучения.
– В чем заключается Ваша работа?
Я не могу сказать, что я обучаю людей. Но на самом деле это означает, что я помогаю им изучать английский язык. Потому, что англичане говорят: «Вы можете привести лошадь к воде, но не можете заставить ее пить». У каждого человека своя мотивация и моя задача привести их к «воде», то есть к знаниям.
– Что Вам больше всего нравится в Вашей работе?
Я счастливый человек и каждый день говорю своим родителям и Богу, и судьбе «спасибо!», за то, что они дали мне такую работу. Я получаю огромное удовольствие от этого. Так вот я продолжаю изучать английский язык, это и есть моя работа.
И, в тоже время, я общаюсь с людьми. Я считаю, что общение с людьми – это громадная радость. Я вижу их успехи, и для меня это огромная радость. Я общаюсь с ними, а они делятся со мной своими эмоциями, мыслями, жизненным опытом. Это невероятно обогащает мою жизнь, расширяет мои горизонты. Я считаю, что это просто счастье.
– Обязательно ли иметь специальное образование, чтобы заниматься этим делом?
Я закончила факультет иностранных языков Харьковского университета им. Каразина. И горжусь этим, вспоминаю эти годы с радостью. Я считаю, что есть такие люди, которые наделены даром общения. Они могут устанавливать контакт со студентами, учениками и очень хорошо знают язык. Могут работать преподавателями даже без специального образования. Но таких людей очень мало. И я все-таки считаю, что академическое образование необходимо. Занимаясь обучением глубоко, серьезно и с профессиональными преподавателями, ты можешь стать сам хорошим специалистом и профессионалом.
– Какие сложности ожидают людей, выбравших этот профессиональный путь?
Для каждого преподавателя существует опасность рутины. Когда человек работает по какой-то программе несколько лет подряд, успешно работает, ему кажется, что он уже многого достиг, что он уже ас. И в какой-то степени это его расхолаживает, останавливает, и он перестает развиваться. Многим грозит такая опасность. Очень сложно заставить себя продолжать идти дальше, находить какие-то новые решения, новые подходы к работе и продолжать развиваться. Потому как, если преподаватель останавливает свое развитие, он перестает быть интересным своим студентам и деградирует как профессионал.
Конечно же, существуют определенные сложности в плане общения с людьми. Один из залогов успешного обучения детей и взрослых – это установить с ними контакт и построить доверительно-дружеские отношения. Мы все разные люди, у каждого из нас свой характер, свой темперамент, свои привычки и опыт. И я должна понять и найти подход к каждому. Бывает, что я плохо себя чувствую и, невзирая на это, мы должны провести занятие, провести его ярко, так, чтобы оно было незабываемо. Потому, что каждое занятие, каждая моя встреча с учениками – это яркий, незабываемый эпизод. Повышаю себе настроение и свой жизненный тонус. Поэтому то, что делает работу сложной, это же делает ее и невероятно привлекательной.
– Какие перспективы роста существуют в этой сфере?
О карьерном росте. Например, если рассмотреть наш иностранный центр «Interlink», то какой показатель роста есть у нас, преподавателей?
Когда к нему годами приходят люди. Они пришли по совету своих друзей и родственников. К определенному преподавателю приходят дети студентов, которые учились раньше, братья, сестры. Естественно, что такой преподаватель пользуется славой и уважением, он ценится гораздо выше, чем те люди, которых никто не знает. Кроме того, если человек готов и способен развиваться и любит очень свою профессию то наступает такой момент, когда он может сам открыть свое дело, свою школу иностранных языков. Заняться изучением каких-то новых методов обучения. И это получается у многих очень хорошо. В общем-то, это очень хорошо и он добивается успехов.
– Какие личные качества нужны, чтобы добиться успеха в этой профессии?
Преподаватель может быть интересен своим студентам только в том случае, если он сам человек, который очень многим интересуется. Который хочет учиться дальше, которому все интересно. И если в человеке заложена такая способность и желание продолжать познавать мир, то это очень важно для того, чтобы стать хорошим преподавателем.
– Какие три совета Вы могли бы дать тем, кто думает о выборе Вашей профессии?
Я вспоминаю, как я начинала свою профессиональную деятельность и должна сказать, что это нелегко. Несмотря на то, что я получила очень хорошее образование, реальная работа очень сложна особенно поначалу. Для меня очень ценна была помощь со стороны коллег.
Я советую начинающим преподавателям обращаться за помощью к старшим коллегам. И я считаю, что это полезно не только на начальном этапе, но и впоследствии. Одно из условий успешной работы преподавателя это, как я уже сказала, его постоянное развитие. Обязательное общение с коллегами. Это всевозможные семинары, тренинги, стажировки. Очень важно знакомиться с тем, чего достигли другие преподаватели, и делиться своим опытом. Это просто необходимо, чтобы оставаться профессионалом и добиваться успехов в своей сфере. Кроме того, я посоветую не падать духом, когда не все получается. Как я уже сказала, что мы люди и бывает такое, что те придумки, те идеи, те игры, которые ты придумываешь и приносишь в группу, людям нравятся, и они участвуют с удовольствием, и ты получаешь большую отдачу.
А в другой группе эти же вещи совершенно не работают. То есть ты терпишь полное поражение, крах. И в такие моменты молодому специалисту может показаться, что он неудачник, у него ничего не получается. Так вот, нельзя впадать в панику и опускать руки, потому как все группы разные, и необходимо быть способным и готовым использовать другие подходы. Для того, чтобы в следующий раз, когда я приду к этим людям, у меня все получилось отлично и они это оценили. Нужно воспринимать подобные неудачи как стимул, как толчок к тому, чтобы искать новое, пробовать другое. И обогащаться за счет людей, не в смысле финансово, а в духовном плане. У Шекспира в «Ромео и Джульетта» есть: «Чем больше я даю тебе, тем больше я имею». Это было сказано о любви, но и в полной степени это имеет отношение к учителю и ученику. Чем больше учитель дает ученику, тем больше он имеет. Потому как все его усилия, все его поиски они умножаются многократно, когда ты видишь успехи.