Легко вести хороший конспект! Часть первая
Беспорядочный набор записей – именно так выглядит конспект типичного школьника или студента. Сам же процесс конспектирования воспринимается как механический перенос слов преподавателей или сведений из учебника на бумагу. И не более того. А когда приближается контрольная работа или экзамен, возле местного ксерокса выстраиваются очереди тех, кто после отчаянных поисков среди коллег нашли конспект получше…
У традиционного конспекта немало недостатков. Вот некоторые из них:
- Длина. То, что пугает чаще всего. Большие объемы демобилизуют, а в голове возникает мысль: «Я не справлюсь». Смотрим на десять-страниц-клеточку-в-клеточку… и наша мотивация тает.
- Нечитабельность. Традиционные записи трудно прочитать, поскольку зачастую они ведутся механически. Воспроизведение неразборчиво написанных слов превращается в муку, становясь не самым интересным объектом для нашего внимания.
- Усталость руки. См. пункт первый. Чем длиннее наши заметки, тем больше болит рука.
- Сложность при выделении главного. Линейно записанные слова усложняют и замедляют процесс восприятия текста, если в нем не выделено главное. Мы не знаем, что важно, а что вторично, и попусту тратим время.
- Большие затраты времени. Сколько раз не получилось дешифровать написанное? Многократно читать один и тот же текст, чтобы понять суть? Жаль «убитого» времени.
- Непонимание. В традиционной записи значимые понятия разбросаны по всему конспекту. Для того, чтобы установить логическую связь, необходимо проинспектировать весь текст, а потом выделить самое главное. Понимание, если повезет, приходит на последнем этапе.
- Механическое запоминание. Зубрежка дает немного результатов. К сожалению, традиционное конспектирование основано большей частью на этом способе запоминания, узком и далеком от творческого восприятия материала.
Как результат, теряется вера в себя и свои возможности, пропадает жажда знаний и стремление к учебе. Скука и неудовлетворенность. Зачем вести такие записи?!
Если считать, что главная цель конспектирования заключается в том, чтобы помочь процессу восстановления материала в памяти, то оказывается, что хороший конспект должен основываться на процессах, происходящих в мозге. Только в этом случае, как утверждают исследования специалистов, записи будут рациональными, а значит, эффективными.
Умелое составление заметок – это искусство. Но ему можно научить. Хороший конспект помогает, т.к. активизирует память выполненных движений, организует материал и побуждает мыслить, является своего рода шпаргалкой и заставляет концентрироваться на материале.
Разборчивость, логичность, подробность, понятность, селективность. Всего этого можно добиться в записях, воспользовавшись такими советами:
1. Размещаем записи в альбомной ориентации с тремя полями
Всю ширину страницы для записи текста целесообразно разделить на три поля (колонки), рекомендуемое соотношение между ними – 10%, 70% и 20% ширины листа.
10% |
70% |
20% |
1 |
2 |
3 |
Первое поле предназначено для знаков акцентирования (см. совет №3), второе – для основного текста, третье – для пояснений, дополнений, примечаний.
Т.к. чаще всего конспект ведется в обычной тетради (а не на отдельных листах A4), следует размещать запись не вдоль страницы, как это делается в книгах, а поперек. Это позволит более рационально использовать колонку, отведенную для основного текста, и не отвлекать внимание на соседнюю страницу. Непривычно, но, как показывает опыт, потом удивляешься, как до этого сам не додумался.
2. Применяем рубрикацию
Выделение частей внутри текста и их озаглавливание– важный элемент конспекта. В результате имеем четко организованный материал и систему важнейших понятий по изучаемой теме. Заголовки разделов и подразделов необходимо четко выделять: с помощью цвета или более крупных букв с отступами от предыдущего и последующего текстов. Стоит помнить, что частей внутри текста не должно быть больше 9 (магическое число 7±2). Именно столько элементов может удерживать кратковременная память человека.
3. Используем цвет и подчеркивания
Цвет в большой степени воздействует на правое «артистическое» полушарие мозга, которое практически не задействуется при традиционном ведении записей и отвечает за творческие способности.
Рекомендуется использовать несколько цветов при работе с текстом по важности, выделяя части записи, которые имеют разную значимость (например, определения выделяем красным, формулировки теорем – зеленым, а прочий текст – синим или черным).
В ряде случаев можно воспользоваться «правилом светофора», т.е. подчеркивать и зачеркивать соответственно разрешенные или запрещенные действия.
Интересен также прием, когда одинаковым цветом записываются связанные между собой части материала. Принцип соответствия применим, в частности, при описании сложных конструкций, где части схемы и их описания подаются в одном и том же цвете.
Не следует применять много цветов, желательно не больше трех-четырех. Подчеркивание (например, прерывистой или двойной линией) хорошо сочетается с использованием цвета.
4. Пользуемся условными обозначениями и сокращениями
Значок (пометка) – это образ, а образы мы запоминаем в 60 тысяч раз быстрее, чем слово. Примерами таких знаков акцентирования являются:
- ! – внимание,
- !! – повышенное внимание,
- !!! – особенно важно,
- ? – неясно, нужна консультация,
- NB – на заметку (от лат.nota bene – «заметить хорошо»),
- ↑– см. выше, повтор,
- ∑ – итог, заключительная мысль,
- >, √ – сделать вставку, дополнить текст,
- P.S. – постскриптум (от лат. postscriptum – «после написанного»), дополнение или материал для справки.
Можно и нужно придумывать свои значки. Главное – помнить об их значении .
5. Формулируем в действительном залоге
Объясню на примере. Прочитайте эти два предложения.
Действительный залог | Страдательный залог |
Галина прочитала пост в блоге «StudyPlanner» |
Пост в блоге «StudyPlanner» был прочитан Галиной |
Их смысл идентичен. А теперь подсчитайте в каждом из них количество слов и представьте, что ваш конспект состоит только из предложений в страдательном залоге.
6. Используем ключевые понятия
В каждой прочитанной нами книге или прослушанном занятии можно найти важнейшие слова – слова, благодаря которым мы выделяем факты и связываем отдельные элементы в логическое целое. Эти слова называются ключевыми. В преобладающем большинстве это существительные или глаголы. Именно ключевые слова помогают понять данный текст и воспроизвести его после длительного перерыва. Ключевые понятия формируют в нашем сознании системы ассоциаций и связывают их с уже существующей в нашей «базе данных» информацией. Их стоит выделять в тексте, привлекая цвет и подчеркивание.
По принципу из совета №6 работает наша память: она ведь не является точным воспроизведением запомнившегося. К примеру, в прочитанной книге мы помним наиболее важные ситуации и события, которые выстраиваются в содержание. Но линейно представленного содержания мы не помним. Это мышление называют ассоциативным, т.е. когда одна мысль «ведет» нас к информации, на первый взгляд, непосредственно с ней не связанной. Такая себе сеть соединенных между собой множеств.
Теперь становится ясно, что огромное количество сведений, заносимых в традиционный или линейный конспект, излишни. А привычный способ ведения записей (даже улучшенный с помощью описанных рекомендаций) не совсем согласуется с работой нашего мозга.
В следующем посте мы поговорим о конспектировании, создаваемом нелинейным способом, в виде так называемых «mind-карт». Без сомнения, для вас это будет революция в ведении записей.