Большие проблемы маленького школьника
«Культурный шок»?
Когда лет 15 назад я готовился к своей первой научной стажировке в США, всех, кто должен был поехать впервые, собрали для специального тренинга, который назывался «Культурный шок». Нас, людей родившихся и выросших в СССР, готовили к резкой смене обстановки, к радикальному изменению образа жизни, пытались как бы заблаговременно адаптировать к новой среде, новому окружению, новым требованиям, с которыми мы могли столкнуться в США. Надо сказать, что тренинг пошел на пользу, хотя, конечно, случались и совершенно непредвиденные ситуации в самой обычной повседневной жизни.
Этот опыт вспомнился потому, что скоро – Первое сентября и сотни тысяч малышей впервые переступят порог школы. Сотням тысяч малышей придется радикально сменить свой образ жизни, встретиться с новыми требованиями и распорядком дня, нормами, оценками, людьми…
Понимаем ли мы, взрослые, насколько глубоки и радикальны эти перемены в жизни наших детей? Какой степени и глубины «культурный шок» придется им пережить и как это отразится на всей их последующей жизни, не только школьной?
«Первый раз в первый класс»
С давних пор мне запомнились слова замечательного педагогического психолога Даниила Борисовича Эльконина о будущих первоклассниках. Известный ученый писал, что родители ребенка, которому предстоит этой осенью идти в школу, могут позволить себе не купить ребенку игрушку, которую он очень хочет, но уж никак не могут не приобрести ему портфель (тогда еще первоклашки ходили с портфелями или ранцами) и школьные принадлежности. Ведь стать школьником – это так здорово!
Приближается Праздник Первого звонка. Он всегда очень яркий, эмоционально насыщенный – море цветов, улыбок, добрых напутственных слов, радостные лица…
Все это так. И все же, специалисты, которые занимаются изучением психики школьников младших классов отмечают, что «первые дни в школе трудны для всех без исключения детей, как бы отлично они не справлялись со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали новую жизнь», – пишет доктор психологии Галина Цукерман, ученица Д.Б. Эльконина, в книге «Школьные трудности благополучных детей». Книга эта адресована, прежде всего, родителям, близким людям маленьких школьников. Я очень рекомендую найти и прочитать ее. Галина Анатольевна Цукерман, по-моему, единственный психолог в мире, который на протяжении более десяти лет занимается исследованием первоклассников, работая с ними непосредственно в классе, на уроках и во внеурочное время, является уникальным экспертом по организации учебной деятельности младших школьников. К идеям, размышлениям, открытиям Галины Цукерман мы будем обращаться в наших постах. А если возникнут вопросы непосредственно к автору этих исследований, попросим Галину Анатольевну ответить на них.
В чем же суть этих радикальных перемен в жизни детей, ставших первоклассниками?
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»
Став первоклассником, ребенок попадает в ситуацию, когда вся его школьная жизнь расписана до мелочей. Маленькому школьнику приходится как бы заново учиться ходить, сидеть, смотреть, слушать – ведь в школе все не так, как было раньше! И в первые дни, когда, по мнению взрослых, настоящее учение еще не началось, ребенок может очень сильно уставать от перенапряжения, от новой регламентации практически всех движений его души и тела.
По мнению опытных специалистов, многие годы работающих именно с самыми маленькими школьниками, «тревога, растерянность, стыд, раскаяние, страшное напряжение послушания – вот типичные состояния многих первоклассников в первые недели и месяцы школьной жизни, состояния, о которых дети практически никогда не рассказывают, которых они, к счастью, не осознают, но, тем не менее, достаточно болезненно переживают», – пишет Галина Цукерман.
Сколько же времени занимает школьная адаптация, т.е. привыкание к новым требованиям и условиям жизни, восстановление нарушенного равновесия в отношениях с миром и с собой? По мнению специалистов – около двух месяцев, то есть, всю первую четверть. Но с одной существенной оговоркой – при благоприятных условиях.
Трудности первых месяцев
В последние годы во многих школах начали применять специальный курс для первоклассников – «Введение в школьную жизнь», или другие, подобные вводные курсы, задачей которых является обеспечение плавного и безболезненного привыкания к новым требованиям и формам поведения детей. Поэтому, отдавая ребенка в первый класс, родителям стоит поинтересоваться, каким образом их детей адаптируют к школьной жизни. Это важно знать, так как по данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни с детьми могут происходить изменения, вызывающие тревогу: многие из них худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой. Возникает неосознаваемая, повышенная тревожность. Эта тревожность – естественная реакция всякого живого существа на новизну и резкие изменения привычного образа жизни. Однако возросшая тревожность приводит к снижению общей сопротивляемости организма, в результате чего могут участиться простудные заболевания, возникает нервное перенапряжение.
Может показаться, что я несколько сгущаю краски, говоря о трудностях первых месяцев школьной жизни. Но опыт многолетних наблюдений и исследований специалистов говорит о том, что эти трудности действительно есть, и нужно быть к ним хорошо подготовленными, поскольку в этот период ребенку особенно необходима наша помощь и поддержка.
Какая именно помощь нужна ребенку в эту трудную для него пору вхождения в новую жизнь? Что и как нужно делать, чтобы искреннее детское желание стать школьником или школьницей окрепло, а душевное равновесие было восстановлено, чтобы детям хотелось ходить в школу и учиться? Об этом – в следующих постах.